Dom2stars - Женский портал

Когда ребенок не хочет жить. Ребенок не хочет жить Что делать ребенок хочет жить

В современном мире развод стал привычным делом. Во время процесса расторжения брака возникает множество вопросов: раздел имущества, судьба совместной жилплощади. И, конечно же, дети. Их будущее зачастую стоит во главе всего. Мы привыкли, что дети остаются с матерью. Но как быть, если ребенок после развода хочет жить с отцом?

Поводы остаться с папой

Если еще 10-15 лет назад на долю разводов, после которых ребенок оставался с отцом, приходилось всего 5% таких дел, то сегодня эта цифра выросла до 10-12%. Основная причина такой тенденции: образ жизни женщины в последние годы приобретает все больше характерных «мужских» черт. Здесь и высокая загруженность на работе, из-за чего домашним делам уделяется меньше времени. И подверженность пагубным привычкам.

В соответствии с Семейным кодексом РФ суд обязан рассматривать вопрос участия родителей в воспитании ребенка, а также, с кем он будет проживать после развода. Поводом для рассмотрения судом варианта проживания малыша с отцом, может быть несколько:

  • Крайняя загруженность матери, что делает нормальное воспитание ребенка невозможным.
  • Отсутствие финансовых возможностей для адекватного содержания детей.
  • Плохие жилищные условия матери.
  • Злоупотребление матерью спиртными напитками или наркотическими веществами.
  • У женщины тяжелое хроническое заболевание или инвалидность, которая не позволяет ей в полной мере ухаживать за детьми.
  • Психическое состояние матери вызывает сомнения. Суд не станет оставлять малыша с неуравновешенным родителем.
  • Ребенок подвергается насилию, постоянным оскорблениям со стороны матери.
  • Личное желание ребенка остаться с отцом.

ВАЖНО: российская судебная практика такова, что ребенка вероятнее всего оставят с мамой. Папы, добиваясь опеки над малышом, чаще всего уповают на лучшее материальное положение, высокий доход. Но далеко не всегда этого оказывается достаточно для решения в пользу мужчины. Поэтому, собираясь отстаивать свои права на воспитание ребенка, отцу следует убедиться объективности своих обоснований и их качестве. И быть готовым к тому, что даже при нормальной доказательной базе, суд встанет на сторону матери.

Нужно учитывать, что ребенок также будет опрошен в ходе судебного разбирательства. И если ему уже минуло 10 лет, то его мнение будет чуть ли не решающим. Зачастую все разумные доводы в пользу того или иного родителя (включая материальную обеспеченность, хорошие домашние условия, наличие свободного времени и т.д.) теряют свою актуальность после озвучивания желаний ребенка.

Два способа решения вопроса

На самом деле, существует два метода добиться того, чтобы дети остались с отцом. Среди них есть и внесудебный.

Обратите внимание: говоря о мирных договоренностях между разводящими супругами, не имеется в виду, что суда не будет вообще. Если у мужа и жена есть ребенок, то расторжение брака в любом случае проходит через суд в соответствии с российским законодательством. Просто, если родители договорятся между собой и уведомят об этом судью до бракоразводного процесса, тот не будет заниматься урегулированием спора, а сосредоточиться на других аспектах развода.

  1. Соглашение о детях. Этот способ позволяет супругам договориться об ответственности за ребенка еще до обращения в суд. Оно заключается в оформлении специального документа – соглашения о детях. В нем указывается, где и с кем будет жить ребенок. Правовая практика такова, что составляется несколько соглашений касаемо разных аспектов: частоту и характер общения между малышом и родителем, сумма алиментных платежей, механизм их получения и т.д. Причем на каждого ребенка составляется отдельное соглашение (или комплект соглашений). В принципе, документ составляется достаточно просто: он должен быть в двух экземплярах (для каждого из супругов) и подписан с обеих сторон. После этого он уже вступает в юридическую силу, не требует дополнительных уточнений. Однако для надежности муж и жена могут заверить соглашение у нотариуса. В этом случае необходим третий экземпляр бумаги, остающийся у юриста. Соглашение о детях представляется в суд до начала рассмотрения иска о разводе (обычно вместе с базовым пакетом документов).
  2. Решение вопроса с помощью суда. Это механизм определения, с кем останется ребенок, включается в той ситуации, когда родители не смогли договориться полюбовно. И здесь суд уже будет в полной мере проверять доводы каждого из супругов, желающего воспитывать детей.

ВАЖНО: убедить супругу в том, что ребенку будет лучше именно с папой, могут попробовать сотрудники органов опеки. Отцу следует обратиться в это ведомство, изложить суть вопроса и попросить провести беседу с матерью. При положительном исходе также можно избежать судебного разбирательства.

Во-первых, попробуйте мирно договориться с супругой – иногда женщина с силу собственных соображений вовсе не против, чтобы ребенок остался с отцом.

Можно направить ей заказное письмо с уведомлением, в котором вы должны подробно изложить свое предложение о дальнейшей ответственности за ребенка. Старайтесь избавить свои доводы от эмоций, быть предельно объективным. В конце письма не забудьте написать, что вы ждете ответа в течение указанного срока. И что в случае ее отказа (или отсутствия ответа) будете инициировать судебное разбирательство.

Для судебных органов главное – благополучие ребенка после развода родителей. Поэтому они будут тщательно анализировать основания для предоставления опекунства. Чтобы этого добиться отцу следует хорошенько подготовиться:

  • Собрать доказательства материальной обеспеченности: сумма доходов должна превышать сумму прожиточных минимумов отца, ребенка и других лиц, находящихся на иждивении у родителя. Подойдут справки о доходах с официальной работы, банковские выписки или квитанции о переводах (если вы имеете дополнительный доход), чеки о покупках и т.д.
  • Согласие органов опеки и попечительства. Для суда этот аргумент нередко становится решающим. Департамент семьи должен проверить ваше жилье на наличие нормальных для ребенка условий: спальное место, игровая и рабочая зона, общее состояние квартиры или дома. Также они опросят ваших соседей, чтобы составить характеристику обоих родителей.
  • Если одним из доводов в пользу отца является асоциальное поведение матери, ее неадекватное отношение к сыну или дочери, придется это доказать. Вам помогут подтверждения из тех же органов опеки (при условии, что вы раньше уже обращались в это ведомство), справки из других уполномоченных органов, письменные подтверждения соседей, родственников и друзей.
  • Аналогичным образом следует действовать, если мама подвержена заболеванию, которое ставит под опасность пребывание ребенка с ней или же не позволяет в должной мере обеспечивать содержание малыша. Потребуются врачебные справки и иные доказательства медицинского характера.
  • Отец должен быть уверен, что ребенок сам не против проживания вместе с ним. Если сын или дочь уже достигли сознательного возраста (10 лет и старше), они будут опрошены судом. И их желания будут учитываться в первую очередь.

Подводим итоги

В качестве выводов мы составили для вас краткий дайджест всех аспектов ситуации, когда ребенок остается с отцом после развода:

  • О дальнейшей судьбе детей можно договориться мирно. Уведомив об этом суд, супруги избегут затянутой тяжбы и не будут тратить нервы.
  • Если дело дошло до суда, то он всегда будет на стороне ребенка. Внутренние распри родителей в такой ситуации отходят на второй план.
  • Если отец настаивает на том, чтобы ребенок жил с ним, а мать против этого, то мужчине следует готовиться к долгому и упорному отстаиванию своей правоты. К сожалению, российская судебная машина неповоротлива и часто встает на сторону матери вопреки, казалось бы, логичным аргументам.
  • Заручись всеми возможными доказательствами того факта, что с вами сыну или дочери будет лучше. Заключение органов опеки, показания соседей и родственников, подтверждение стабильных доходов – это и многое другое добавит очков в вашу пользу.
  • Во время судебного разбирательства старайтесь быть максимально тактичным. Даже если между вами и супругой возникли непримиримые разногласия, не выносите их на публику, не демонстрируйте в зале суда. Неадекватное поведение, ссоры, перепалки, ненужные эмоции – все это будет отрицательно воспринято судьей.
  • Родители, какая бы пропасть между ними не лежала, должны всегда думать о ребенке и его благополучии. Если он хочет остаться с матерью, отцу лучше унять свои амбиции и самолюбие – эмоции утихнут, а травмы у малыша останутся.

Когда человеку не подходит климат, он начинает болеть. Психологический климат в семье для ребенка еще важнее. Если такой климат становится непереносимым для ребенка, деваться ему некуда: не уедешь, родителей не сменишь... Хрупкая неустойчивая психика ребенка не выдерживает: он срывается в депрессию и становится способным совершить непоправимое...

Ежегодно в мире совершается порядка 4 млн. самоубийств. В России каждый год жертвами суицида становятся около 60 тыс. человек, среди них около 2,5 тысячи - подростки.

По данным МВД России, по числу суицидов наша страна занимает шестое место в мире, а по числу подростковых суицидов - первое место в Европе.

По данным УМВД России по Оренбургской области, в 2010 году в области зарегистрировано 23 суицида; в 2011 г. -12.

О проблемах детского суицида мы беседуем с Е.Н. Абузяровой - кандидатом педагогических наук, начальником отдела воспитания, охраны здоровья, психологической поддержки и дополнительного образования детей управления образования и кандидатом психологических наук,

руководителем Центра практической психологии А.Х. Поповой.

Какие дети могут быть отнесены к группе риска?

Е. Абузярова - По данным экспертов, наибольшее количество самоубийств совершаются детьми по причинам, связанным с неблагополучием в семье, конфликтами среди сверстников, неразделенной любовью, эмоционально-неустойчивым психическим состоянием. Если один из родителей страдает алкоголизмом, злоупотребляет другими психоактивными веществами или психическими заболеваниями, воспитывается в семье, где были случаи самоубийства - риск совершения суицида со стороны ребенка в такой семье повышается в разы. Есть риск и в семьях, где установились холодные отношения между супругами (они находятся в длительном хроническом конфликте, не любят друг друга, но по каким-то обстоятельствам не разводятся). Понятно, что это не может не сказаться на развитии ребенка, формировании его эмоционального состояния. Попытки суицида совершают чаще всего ранимые, уязвимые дети, которые испытывают недостаток в поддержке со стороны родных, близких, окружающих людей.

Но ведь иных детей подобные ситуации закаляют...

Е. Абузярова - Мы говорим о детях, у которых имеются трудности в регуляции своего эмоционального состояния. Каждый человек испытывает трудности, переживает неудачи. Но кто-то справляется с этим, а кто-то - нет. Разница в том, как человек работает со своим состоянием: стремится ли его изменить, отрегулировать, перевести в иное качество. Кто-то для этого берет книгу, кто-то общается с любимыми животными, занимается спортом, идет в лес, слушает музыку. Таких стратегий у взрослого человека может быть много. У подростка для того, чтобы вывести себя из тяжелого психологического состояния, состояния боли, этих стратегий меньше. Регулировать свое эмоциональное состояние могут далеко не все дети. Особенно если говорить о детях с нарушениями контроля поведения, импульсивных, бурно реагирующих, с обостренным чувством вины, повышенной ответственности (в том числе и за проблемы взрослых) и, конечно же, с повышенным уровнем тревожности.

С какого возраста могут проявляться суицидальные настроения?

А. Попова - Завершенные суициды чаще встречаются в подростковом (14-18 лет) и предподростковом возрасте (10-12 лет). Но, к сожалению, и в возрасте 6-7 лет ребенок может серьезно говорить о том, что не хочет жить, испытьтать депрессивные состояния. У младших детей недостаточно интеллектуальных возможностей для того, чтобы сформировать свой план и завершить его. Поэтому так важно слушать своего ребенка с раннего детства и правильно реагировать на подобные состояния. Если в семье умер кто-то близкий, родители разводятся, резко меняются привычные условия жизни, ребенок в этот момент может быть очень несчастен. Иные дети так и говорят: хочу «уйти из жизни» или «быть мертвым». Может быть, риск суицида в младшем возрасте не очень большой, но если ребенок страдает, у него депрессия, ему обязательно нужно помочь.

Скажите, достаточно ли родительского внимания, любви или все-таки требуется помощь специалистов?

Е. Абузярова - Конечно, любовь и понимание родителей лежит в основе психологического благополучия ребенка. Но иногда самим родителям нужна помощь и совет, чтобы понять, как лучше поступать или что говорить.

Так куда обращаться родителям, которые обеспокоены настроениями ребенка?

А. Попова - Это зависит от тяжести состояния. Скажем, прежде ваш ребенок был дисциплинированным, исполнительным, хорошо учился, и вдруг стал раздражительным, у него появились протестные формы поведения, он замкнулся и вы теряете с ним контакт. В этой ситуации лучше всего обратиться к школьному психологу или в наш Центр практической психологии по адресу: пер. Музыкальный -16; тел. 39-18-36; 32-89-40.

Но если вы заметили, что у сына или дочери депрессивное состояние, ребенок не справляется с целым рядом проблем, стоит обратиться непосредственно к детскому психоневрологу или психиатру.

Е. Абузярова - Необходимо, чтобы и взрослые, и дети владели информацией о возможности получения помощи специалистов в кризисный период по телефонам:

Единый общероссийский номер детского телефона доверия -8-800-2000-122 (бесплатно и анонимно)

Круглосуточный телефон доверия Центра «Согласие» - 21-52-55

Телефон доверия УВД г.Орска - 29-57-55

Если попытка расстаться с жизнью уже была, как должны вести себя взрослые?

А. Попова - Обычно после неудачной суицидальной попытки родители стараются об этом не говорить вовсе, считая, что все пройдет. На самом деле, как установлено многочисленными исследованиями во всем мире, личностные проблемы остаются еще надолго. Ведь в основе суицида лежали какие-то стрессирующие факторы. Бросил любимый (любимая) - это лишь повод, последняя капля. За этим поступком стояли более глубокие проблемы в личности ребенка, в семье.

Е. Абузярова - С детьми необходимо говорить о ценности жизни, индивидуальной неповторимости каждого человека, о позитивном прогнозе будущего, умении программировать свой успех с конкретными примерами и фактами из жизни и художественной литературы.

Действительно, порой не знаешь, как слово наше, родительское, отзовется...

Е Абузярова - Вспоминаю историю. Девочка стала часто уходить из семьи - там были проблемы во взаимоотношениях с родителями. И вот, вернувшись как-то, слышит от своего отца: я всегда знал, что из тебя ничего не получится, а теперь ты вообще для меня не существуешь. Эта девочка уходит снова, покупает розу, дарит ее своей любимой учительнице и... кончает жизнь самоубийством. Спасти ее не удалось... Хочу сказать, что провокацией к суициду может быть оскорбление со стороны родителя или учителя, конфликт со сверстниками. Если вы узнаете себя в описании поведения родителя, уважаемые взрослые, задумайтесь... Дети действительно не щадят друг друга, но самое страшное, когда и взрослые не щадят детей, не задумываясь и не подозревая, какой глубины травму они наносят.

- Как нужно воспитывать детей, чтобы они были устойчивы в стрессовых ситуациях?

Е. Абузярова - Всегда важны две линии воспитания: с одной стороны, родители должны глубоко понимать своего ребенка, с другой стороны - оставаться авторитетом для него. Иногда дети совершают суицидальную попытку с целью манипулирования, желая наказать взрослых, которые, по их мнению, несправедливы к ним. С младшего возраста нужно воспитывать ребенка в определенной строгости, сохраняя последовательность. Очень важно научить ребенка понимать, что не все его желания должны быть исполнены. Кроме того, нужно требовать преодоления трудностей, которые возникают, иначе без этого он не вырастет сильной личностью, будет уязвим.

Е. Абузярова - В целях обеспечения информационной безопасности и дальнейшей тактичной коррекции отклонений в поведении ребенка это не только можно, но и нужно делать заботливому родителю, главное - не перейти грань и вероломно «не разжечь конфликт», ведь тем самым мы можем усугубить ситуацию. Установлен ли фильтр на компьютер, блокирующий доступ ребенка к порносайтам, сайтам самоубийц и другой негативно влияющей на подростка информации? Поинтересуйтесь, на какие сайты выходит ваш ребенок, кто у него в друзьях, какие проблемы обсуждает. Ведь девочки-подроски из пос. Каргала, совершившие суицид, были зарегистрированными пользователями сайта самоубийц! Личный родительский опыт также показывает, что это правильный и эффективный путь предотвращения беды. А вот родители, испытавшие страх потерять своего ребенка, к сожалению, вовремя не заинтересовались этими вопросами. «Дома же ребенок находится, сидит за компьютером, значит - находится в безопасности» - абсолютно ошибочное суждение родителей!

- Тема подросткового суицида в обществе обсуждается мало. Как вы думаете, почему?

Е. Абузярова - Я думаю, что наше общество созрело для того, чтобы открыто говорить на такую тяжелую тему. Происходит гуманизация общества. Это очень болезненные вопросы, но их нужно задавать, обсуждать сообща. Завершенные ситуации - трагедия человека, семьи, друзей, окружающих людей. С этим неизбежно связаны чувство вины, масса очень тяжелых переживаний. Именно поэтому люди часто реагируют на эту тему отстранением, дистанцированием. Но на самом деле умалчивать об этом нельзя. Потому что основа профилактики суицидального поведения у детей - это просвещение населения.

А. Попова - Люди должны знать, что угроза суицида рядом, она может коснуться вашего ребенка или ребенка ваших знакомых. Постоянно работая в этом направлении и владея информацией, мы обнаруживаем, что практически во всех случаях человек, задумавший попытку суицида, говорит об этом либо кому-то из близких, либо другу, либо однокласснику, но говорит. Он ищет помощи. Как бы ни было ему тяжело, как бы серьезно он не был настроен, он всегда проговаривается или даже напрямую заявляет, что хотел бы расстаться с жизнью. Ведь для того, чтобы человек предпринял такую попытку, страх перед жизнью должен стать сильнее страха перед смертью.

Е. Абузярова - В период бурно наступившей весны и подготовки к сдаче школьных экзаменов необходимо создать щадящую комфортную обстановку (не ругать, не унижать, не устраивать публичных разбирательств, не высказывать оценочных суждений и т.п.) В случае проявления подростком подавленности и депрессивного состояния постараться деликатно выяснить причину подавленности, проявить понимание и поддержку. Главное в этот период - не учебные достижения, а эмоциональное благополучие самых дорогих для нас людей!

А. Попова - Похвалите своего ребенка с утра, и как можно раньше, и как можно доходчивее, теплее! - не бойтесь и не скупитесь, даже если собственное настроение никуда... (кстати, это и средство его улучшить!) Ваше доброе слово, объятие, поцелуй, ласковый взгляд - подпитка душевная на весь долгий и трудный день. И на ночь - не отпускайте во тьму без живого знака живой родительской любви, пожелайте спокойной ночи и поцелуйте.

Е. Абузярова - В условиях образовательного учреждения рекомендовано ввести режим психологической поддержки и комфорта, организовать систематические занятия с учащимися, направленные на формирование стрессоустойчивости, отработку техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликтной ситуации.

А. Попова - Хочу акцентировать - недопустимо открытое прямое публичное обсуждение в средствах массовой информации суицидальных случаев, так как в подростковой среде возможно повторение суицидальных попыток по механизму подражания, заражения, протестной реакции! В нашем городе, к сожалению, описания суицидов просто смакуются на первых страницах в СМИ!

Е. Абузярова - Именно поэтому сразу после случившегося мы не даем экспромтных комментариев для журналистов, дабы «не навредить». По каждому трагическому случаю создается межведомственная комиссия, проводится проверка. Параллельно следственные органы ведут свое расследование. И только детально разобравшись в причинах трагедии, мы готовы объективно комментировать ситуацию. Но, к сожалению, к этому моменту столько уже скоропалительных, сверх эмоциональных и негативно-оценочных суждений приходится читать на сайтах информагентств! А, главное - они не имеют ничего общего с объективной картиной случившегося. На мой взгляд, мы все, прежде всего, родители, и не следует брать негативный пример с центральных каналов, где порой даются для незрелой психики подростка «алгоритмы негативных действий и методики безнравственности». Необходимо следовать принципам партнерства, прислушиваться к мнению специалистов и «не подливать масла в огонь», а обращаться за профессиональным и объективным комментарием к специалистам.

- Возвращаясь к теме разговора, мы уяснили, что чаще всего суицидам подвержены дети из неблагополучных, неполных семей, но ведь известны случаи суицидальных попыток, совершаемых детьми из полных, благополучных семей?

Е. Абузярова - Мы можем очень долго с вами дискутировать, что является критериями благополучия семьи, но абсолютно точно, что не только материальный достаток и наличие двух родителей. Ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела. Мы порой так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, что, по сути дела, не даем им жить. Сначала усиленно их опекаем, оберегая от решения необходимых для их возраста проблем; затем - попираем и нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, несамостоятельности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти. К тому же, родители должны помнить, что ограничиваемый в своей активности ребенок не приобретает собственного жизненного опыта, не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие - нет; что можно делать, а чего следует избегать.

А. Попова. - Как при любой болезни, при соблюдении определенных профилактических мер можно уберечь ребенка. Конечно, не все представленные ниже способы легко воплощаются, но в совокупности они дают реальный положительный результат.

Общайтесь друг с другом. Общение - основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет его обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют Вашему ребенку? Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком.

Выслушивайте друг друга. Умение слушать - основа эффективного общения, но делать это не так легко, как может показаться со стороны. Умение слушать означает: быть внимательным к ребенку, выслушивать его точку зрения, уделять внимание взглядам и чувствам ребенка, не споря с ним. Не надо настаивать, чтобы ребенок выслушивал и принимал ваши представления о чем-либо. Важно знать, чем именно занят ребенок. Иногда внешнее отсутствие каких-либо не желательных действий скрывает за собой вредное занятие. Например, подросток ведет себя тихо, не грубит, не пропускает уроков. Ну, а чем он занимается? Ведь употребляющие наркотические вещества и являются "тихими" в отличие от тех, кто употребляет алкоголь. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым или снисходительным.

Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: "А что было дальше?" или "Расскажи мне об этом..." или «Что ты об этом думаешь?»

Ставьте себя на его место. Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит. Если Вам удастся стать своему ребенку другом, вы будете самым счастливым родителем!

Проводите время вместе. Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребенком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от негативных последствий.

Дружите с его друзьями. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют курить, пить. У многих в будущем это может стать привычкой.

Поэтому важно в этот период - постараться принять участие в организации досуга друзей своего ребенка, то есть их тоже привлечь к занятиям спортом либо творчеством, даже путем внесения денежной платы за таких ребят, если они из неблагополучных семей. Таким образом, вы окажете помощь не только другим детям, но в первую очередь - своему ребенку. Помните, что ваш ребенок уникален! Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребенку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, заставляет ребенка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление наркотиков. Представьте, что будет с вами, если 37 раз в сутки к вам будут обращаться в повелительном тоне, 42 раза - в увещевательном, 50 - в обвинительном?...

Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами. Ребенку нужен отдых от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний, отдых от бесконечных воздействий и назиданий.


В Петербурге из окна школьного кабинета прямо во время урока выпрыгнул 12-летний мальчик. Смерть ребенка поразила безысходностью и нелепостью. Между тем психиатры бьют тревогу: количество детских суицидов неуклонно растет.

В 163-й школе Центрального района, где накануне из окна во время урока выбросился 12-летний ученик 6-го класса Дима Фабричный, сейчас работают психологи. Об этом сообщила "Росбалту" директор школы Лидия Антонова.

Голос у директора совершенно убитый. Понятно, что это огромная человеческая трагедия и настоящее ЧП для вполне достойной петербургской школы. По словам Лидии Антоновой, в учебном заведении сейчас работают следователи, которые пытаются выяснить причины, приведшие мальчика к суициду, а также психологи. Очевидно, что подобный поступок - смерть одноклассника на глазах шестиклашек, в том числе родного брата, - не мог не отразиться на психике маленьких детей. Директор подчеркивает, что контакты с психологами происходят только по желанию детей и родителей.

Какие-либо подробности относительно личности погибшего мальчика и его семьи директор по понятным причинам сообщить отказалась. Однако, как стало известно "Росбалту", семья Фабричных (мама, папа, старший брат и брат-близнец погибшего Димы) считалась вполне благополучной - по крайней мере, на учете как проблемная в органах опеки она не состояла.

Впрочем, как говорят специалисты, критерий "проблемности и благополучности" весьма условный: специалисты органов опеки определяют благополучие семьи, исходя из личных субъективных факторов: например, для одних благополучием является нормальный продуктовый набор в холодильнике, а для других - наличие у каждого члена семьи отдельного спального или рабочего места.

"Кому-то апельсины в холодильнике кажутся верхом достатка. А другая семья может спать вместе с детьми в одной кровати, "сидеть" на одной картошке и при этом быть дружной, - считают специалисты. - Здесь воистину: в каждой избушке - свои погремушки, поэтому в каждой семейной драме надо разбираться индивидуально и тщательно".

Между тем буквально неделю назад - 21 октября - главный психиатр Минздравсоцразвития Зураб Кекелидзе выступил с обращением о необходимости вводить в школах государственную профилактическую программу, направленную на предупреждение суицидов среди детей. По мнению Кекелидзе, участие в программе должны принимать педагоги, работники внутренних дел и семьи, причем, эту профилактику, считают специалисты, необходимо проводить начиная с младших классов. Причиной этого психиатры считают участившиеся случаи нервных расстройств среди детей и рост подростковых суицидов.

По данным статистики, за последние годы количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 35-37%. В России с 1990 по 2010 год было зарегистрировано около 800 тысяч самоубийств. Наша страна занимает одно из первых мест в мире по количеству детских добровольных уходов из жизни (23,5 случаев на 100 тысяч населения).
Чаще всего предпринимают такие попытки (которые часто, увы, оканчиваются смертью) подростки в возрасте от 10 до 14 лет, причем, по данным экспертов, в основном (почти в 80%) это отнюдь не дети из неблагополучных семей, а вполне успешные домашние ребята.
"Каждый месяц наши врачи выезжают на 3-5 случаев попыток суицидов среди детей и подростков, - говорит врач-психиатр высшей категории специализированной станции скорой медицинской помощи Санкт-Петербурга Олег Аронович. - По опыту работы могу сказать, что у подростков в отличие от взрослых людей попытки самоубийств - это чаще всего аффективные реакции, то есть импульсивный, спонтанный поступок в ответ на какой-то сильный внешний раздражитель. Часто эти суициды наивные, детские: например, выпить бутылку чернил или съесть десяток таблеток анальгина. Но есть и очень тяжелые случаи, которые оканчиваются не реанимационной койкой, а кладбищем".

По словам психиатра, чаще всего на такой шаг дети идут в знак протеста, обиды на кого-то или из желания привлечь к себе внимания. Самое ужасное, что ребята не понимают, что пошутить со смертью, "чуть-чуть умереть" нельзя - обратной дороги не будет.

"До сих пор помню жуткую историю многолетней давности, когда девочка-подросток из-за несчастной любви выпила бутылку известного средства для очистки водопроводных труб, - рассказывает врач-психиатр. - Врачи-токсикологи и психиатры буквально плакали: жидкость на глазах разъедала девочку изнутри, помочь ей был никто не в силах, при этом она была в сознании и говорила, что хотела только напугать своего Васю или Петю...".

В числе основных причин детских суицидов лидируют ссоры или непонимание родителей, "несчастная" любовь, а также конфликты со школьными учителями и плохие оценки. В последнее время появились даже такие причины, как "отлучение" от компьютерных игр или нежелание родителей купить новый телефон, игрушку, модную одежду (раньше, как отмечают врачи, это были кошечки, собачки и рыбки-птички).

По мнению психиатров, на фоне спонтанности факта суицида тревожным сигналом служат высказываемые ребенком мысли о смерти, о том, "что вы все поплачете, когда меня не будет". Неудавшиеся суицидники рассказывают, что сначала фантазировали на тему будущего ухода из жизни, а затем, если не находили понимания и помощи со стороны близких, уже претворяли свои страшные фантазии в жизнь.

В случае с Димой Фабричным не все просто: по одним сведениям, причиной поступка ребенка была якобы озвученная учителем двойка в четверти и якобы именно после огласки этого факта мальчик пошел к окну. Однако в эту версию аффективного, спонтанного суицида никак не вписывается якобы существующая предсмертная записка, в которой он просит не винить педагогов в своем поступке. Следовательно, к уходу из жизни мальчик готовился, и это не было импульсивной реакцией. К тому же, по словам родителей, в семье мальчишек не ругали за плохие отметки, относились к успеваемости терпимо.

Возможна также версия несчастной любви: по словам специалистов, именно подростки часто склонны к таким публичным, эпатажным акциям, чтобы привлечь внимание предмета своей любви.

"Часто дети, молодые люди любят "поиграть в страсти" на глазах у всех. Помню, был случай на психологическом факультете СПбГУ (тогда еще ЛГУ), - вспоминает выпускница психфака Лариса Ларская. - Наш 17-летний однокурсник (заметим, кстати, - будущий профессиональный "разруливатель проблем", то есть психолог) вышел в окно аудитории, расположенной на третьем этаже, прямо во время лекции. Потом выяснилось, что причиной была однокурсница, считавшая молодого человека слишком "серым и неинтересным". Вот он и решил показать таким образом свою неординарность".

Что произошло на самом деле, выясняют следователи. Однако очевидно, что дети нуждаются в особом внимании со стороны взрослых, в первую очередь, - родителей. Детям необходимо знать, что не бывает неразрешимых проблем, и что любую проблему можно решить, причем желательно сообща. Но также понятно, что далеко не все родители готовы вообще прислушиваться к жалобам своих детей, а ведь участие требуется с самого раннего возраста.

Зураб Кекелидзе считает, что преподавать психологию личности необходимо уже в младшей школе, начиная с 3-го класса и до окончания школы. Начальник отдела экологических и социальных проблем психического здоровья Центра психиатрии имени Сербского Борис Положий говорит, что специалисты смогут представить свой вариант программы в течение одного года и что уже готовы черновые варианты учебника, однако о первых ощутимых результатах профилактической работы по суицидам среди детей можно будет говорить лишь через несколько лет.

Впрочем, многие скептически относятся к попыткам обучать школьников психологии. Гораздо важнее, по мнению экспертов, атмосфера любви и понимания дома, в семье, а также нормальная, не нервозная обстановка в школе. В любом случае у ребенка должно быть место, гдею бы он почувствовал себя в безопасности.

Волна подросткового суицида, накрывшая страну в последнее время, — повод задуматься

Страшные смерти детей поражают сверстников и окружающих взрослых своей безысходностью. Психиатры бьют тревогу: количество детских суицидов в нашей стране неуклонно растет. Почему – вопрос, ответ на который необходимо найти, чтобы предотвратить возможные трагедии.

Трагическая статистика

5 февраля в селе Тамбовка Амурской области на автомобильном буксировочном тросе повесился подросток.

7 февраля в подмосковной Лобне две школьницы покончили жизнь самоубийством, спрыгнув с крыши многоэтажки.

11 февраля на Новогиреевской улице 15-летняя ученица одной из московских школ выбросилась с 24-го этажа.

15 февраля в Москве, на Херсонской улице, с 16-го этажа дома спрыгнула 15-летняя школьница, проживавшая неподалеку.

Горькая правда

Страну захлестнула волна самоубийств среди подростков. Статистика шокирует: ежегодно в России происходит 4 тысячи попыток самоубийств в этой возрастной категории, из которых 1,5 тысячи оканчиваются смертью.

Дети пытаются спастись от несправедливости окружающего мира, глотая таблетки, вскрывая вены, шагая с крыш многоэтажек в пустоту… Делают это, словно до конца не сознавая, что самоубийство – окончательный и необратимый шаг.

Как заявил уполномоченный по правам детей Павел Астахов, по количеству самоубийств среди детей и подростков Россия в мире вне какой-либо конкуренции. А вот министерство здравоохранения волны подростковых самоубийств предпочитает относить к категории «несчастный случай». Неудавшиеся попытки самоубийства либо никто из семьи не оглашает, либо никто не фиксирует.

По данным статистики, за последние годы количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 35-37%. Всего в России с 1990 по 2010 год было зарегистрировано около 800 тысяч самоубийств.

Чаще всего предпринимают такие попытки (увы, они довольно часто оканчиваются смертью) подростки в возрасте от 10 до 14 лет. Специалистами замечено, что в основном это не дети из неблагополучных семей, а вполне успешные, так называемые «домашние» дети. Что же толкает юное поколение к роковому шагу? Почему, казалось бы, рядовое событие подстегивает их к самоубийству?

Неадекватное восприятие смерти

В период от 13 до 16 лет у человека впервые формируется своя точка зрения, происходит глубокая и болезненная психологическая ломка организма. Начинается поиск ответов на вечные вопросы: кто я, в чем моё предназначение, зачем я живу? Ребенок перестает быть таковым, но и взрослым еще не становится. Психологические перемены сопровождаются глубокими гормональными изменениями, что тоже не может не отражаться на мировосприятии. И если в этот момент рядом не находится того, кто готов поддержать юного человека (или находятся, но не в лучшем смысле), то риск трагической развязки многократно возрастает.
Часто подростки считают смерть чем-то романтичным и неокончательным, относятся к ней как к иному способу существования. Решаясь на крайность, они не до конца ведают, что творят, всерьез полагая, будто смерть уведёт их в другой, лучший мир. Такова, к сожалению, особенность подростковой психики.

Нередко спонтанное решение покончить с собой связано с захлестнувшими подростка эмоциями, с коими он еще не умеет справляться. Подобные попытки самоубийства – не тщательно обдуманный шаг, а, скорее, крик о помощи, страстное желание обратить на себя внимание близких людей. При этом в расчёт не берется ничто и никто: близкие и друзья больше ничего не значат. Жизнь кажется девушке или юноше настолько невыносимой, что они ищут любые средства уйти из этого мира.

Бывает, что одна смерть влечет за собой другую, то есть более сильная личность втягивает в свою «орбиту» слабую. Например, в подростковой среде некий харизматичный человек своим депрессивным состоянием, мыслями и разговорами о смерти способен заразить другого, а то и нескольких. Ведь «недоросли» в силу своих возрастных психологических особенностей вообще сильно подвержены влиянию.

Следует знать, что человек в возрасте 13-16 лет еще мало способен оценивать истинный масштаб происходящего. Поэтому толчком в равной степени может стать как инфантильная боязнь родительского наказания за прогул занятий в школе, так и действительно крупная проблем в семье, например алкоголизм кого-то из родителей или тотальное отсутствие взаимопонимания с ними. Легкоранимых, впечатлительных, обидчивых детей с повышенной тревожностью, склонных застревать на негативных эмоциях, может довести до рокового шага любая социальная неудача. Проигрыш в школьной олимпиаде, например. Психологическая травма и нервный срыв могут наступить и от любовного разочарования.

Самоубийство может спровоцировать и вовсе пустяковая, с точки зрения взрослых, обида. Ведь подросток порой ничего не может сделать обидчику, кроме как покончить с собой и таким образом заставить последнего мучиться угрызениями совести.

Кто виноват

Как же сформировать у детей психологическую устойчивость и остановить вереницу смертей?

Суицидальное поведение – это целый психологический процесс, который порой длится не год и не два. Его механизм чаще всего закладывается в раннем детстве. К сожалению, в нашем обществе очень распространён такой тип патологического воспитания, как авторитарный. Также в России, увы, немало семей, где ребёнка практически не замечают и он растет как беспризорник при живых, здоровых, а то и процветающих родителях. В результате в сложном подростковом возрасте человек начинает остро ощущать себя никому не нужным. Ведь часто ему не то что не с кем посоветоваться, а даже просто поговорить по-человечески. В итоге на него оказывает влияние улица, где он начинает самоутверждаться, пробуя курит, принимать алкоголь или наркотики. И это – в лучшем случае. Ведь ни для кого не секрет, что способов «найти себя» сегодня социальная среда предлагает массу. Один из самых опасных – так называемые «клубы самоубийц» в сети Интернет. Также существуют многочисленные молодежные субкультуры, группировки «по интересам», так или иначе использующие атрибутику смерти, ужаса и саморазрушения. Радикальные идеологические течения тоже не остаются в стороне, всегда будучи готовы использовать энергию и жажду самоутверждения юных, которые «не знают, за что жизнь отдать». Важен и такой факт: у многих подростков, предпринимающих попытку суицида, медики выявляют нарушения психического здоровья.

Итак, подытожим причины, подводящие к необратимому шагу. Большая часть всех суицидов – следствие сложных взаимоотношений с родителями. Причины остальных самоубийств, в основном: конфликты со сверстниками, несчастная любовь, сексуальные неудачи, комплексы неполноценности, беременность, страх одиночества. То есть имеет место неспособность дать адекватную оценку сложившейся сложной ситуации.

Что делать

Существуют определенные симптомы суицидального поведения: стремление к одиночеству, разговоры о смерти и самоубийствах, желание подарить свои вещи близким друзьям, приведение дел в порядок, бессонница, резкие перепады настроения. Родителям важно, во-первых, заметить сам момент кризиса, а во-вторых, сохранить душевную связь с ребенком, проявлять максимальную гибкость и понимание.

И конечно же, с детства следует обучать детей самостоятельному конструктивному решению своих проблемы, строя с сыном или дочерью партнерские отношения, будучи другом, а не надзирателем. По возможности, старайтесь не допустить, чтобы ваш ребенок полностью ушел в социальные сети, в ирреальный выдуманный мир. Но главное, конечно, это любовь. А точнее, ее недостаток. Безразличное отношение к ребенку, которое сейчас, к сожалению, не редкость – вот одна из главных причин, толкающих подростков на крайности.

Представляется, таким образом, очень важным сохранение духовного контакта между подростком и родителями. Постепенно, совместными усилиями психологов и близких людей, подростка вполне возможно вытащить из фатальных состояний, предотвратив трагедию.

Кстати:

С просьбой проработать вопрос создания программ для предотвращения подростковых самоубийств выступил уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. Он обратился с такой инициативой к главе Минздрава Татьяне Голиковой. В частности, Астахов считает нужным рекомендовать школьным психологам просматривать в Интернете аккаунты учеников в социальных сетях.

Загрузка...