В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными .
Под потенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий.
К актуальным способностям , как правило, относят те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.
Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности человека. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные. Следует подчеркнуть, что различение между одаренностью, потенциальными, актуальными способностями индивида и его достижениями следует считать относительными. Так, например, развитие определенной актуальной способности на базе потенциальной следует считать достижением. Объективные условия жизнедеятельности индивида иногда таковы, что далеко не каждый индивид может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой. Поэтому актуальные способности составляют только часть потенциальных.
Понятие о сензитивных периодах развития способностей.
Сензитивный – благоприятный.
Сензитивный период – (от лат. sensus – чувство, ощущение) период особой чувствительности субъекта к определенным влияниям окружающей действительности.
Интеллектуальные способности:
Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей – это возраст от 3 до 8 лет. К концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека. Если по каким-либо причинам с ребёнком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, в дошкольном и младшем возрасте, то это ещё не поздно сделать в подростковом возрасте.
Художественные способности:
Однако, если в дошкольном возрасте (сензитивный период для развития художественных способностей) очень много детей рисует, то очень мало тех, кто продолжает рисовать, когда сензитивный период завершается. По сравнению с дошкольным детством, к 15-летнему возрасту детей, увлекающихся рисованием, остается в три раза меньше.
Артистизм:
С возрастом значительно уменьшается круг людей, способных к артистическому творчеству, которое является продолжением детской игры. В начальной школе у многих детей ухудшаются музыкальные способности.
Литературные способности:
С литературным творчеством происходит обратное: каждый третий подросток пишет стихи, ведет дневник. Однако у большинства взрослых людей потребность в литературном творчестве, так же как и в музыкальном, изобразительном, утрачивается.
Хореографические способности:
Раньше всего у ребенка начинают проявляться способности к движениям под музыку. В первые два года жизни основное, на что необходимо обращать внимание педагогам и родителям - это развитие психомоторики. Однако занятия хореографией дети часто начинают только в 4-5 лет, когда сензитивный период упущен. Занятия превращаются в формальное выполнение достаточно сложных движений, редко отличающихся той гибкостью и пластичностью, которая доступна младенцу.
Особое место в ряду творческих способностей детей занимает фантазия. Некоторые психологи отождествляют ее с воображением. Когда психический облик художественно одаренного ребенка вступает в противоречие с традиционной формой обучения в саду, в школе, он начинает усиленно фантазировать. Чем выше неудовлетворенность школьника системой его обучения, тем сильнее правое полушарие стремится взять контроль над левым, тем дальше ребенок уходит от рационализма в сторону свободного, неуправляемого иногда даже им самим творчества. Таким образом, причина затухания творческих способностей к концу школьного обучения и, наоборот, очень высокая потребность в уходе от действительности видится в нейрофизиологических механизмах, обеспечивающих приспосабливаемость психики ребенка к уловиям и формам обучения. Традиционная форма обучения основана на развитии функций левого полушария мозга (логика, рационализм, эмоциональная заторможенность) в ущерб развитию функций правого полушария (фантазия, творчество, эмоциональная возбудимость). Дети, легко адаптирующиеся к школьной программе, быстро утрачивают способности к музыке, изобразительному, художественному творчеству. Напротив, дети, входящие в разряд "троечников", часто очень увлечены одной, самой важной для их будущего деятельностью, защищаясь от левополушарного "давления" уходом в себя, мир мечты и фантазии.
Условия развития способностей в младшем школьном возрасте.
При рождении каждый ребенок обладает определенными задатками для развития способностей и личностных качеств, которые окончательно формируются в процессе индивидуального развития и обучения. но чтобы способности получили развитие, мало дать ребенку знания, умения и навыки. Очень важно сформировать такие личностные качества, которые стали бы движущей силой всей его учебной деятельности, а также определили бы дальнейшую судьбу полученных знаний: останутся ли они мертвым грузом или будут творчески реализованы
По утверждению Р.С. Немова условиями и предпосылками развития у человека социальных способностей являются следующие обстоятельства его жизни:
1. Наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих поколений людей. Эта среда искусственная, включает множество предметов материальной и духовной культуры, обеспечивающих существование человека и удовлетворение его собственно человеческих потребностей.
2. Отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обучения этому с детства.
3. Необходимость участия в различных сложных и высоко- организованных видах человеческой деятельности.
4. Наличие с рождения вокруг человека образованных и цивилизованных людей, которые уже обладают необходимыми ему способностями и в состоянии передать ему нужные знания, умения и навыки, располагая при этом соответствующими средствами обучения и воспитания.
5. Отсутствие с рождения у человека жестких, запрограммированных структур поведения типа врожденных инстинктов, незрелость соответствующих мозговых структур, обеспечивающих функционирование психики и возможность их формирования под влиянием обучения и воспитания.
Каждое из этих обстоятельств является необходимым для превращения человека как биологического существа, с рождения располагающего элементарными способностями, свойственными и многим высшим животным, в социальное существо, приобретающее и развивающее в себе собственно человеческие способности, социально- культурная среда развивает способности (пользование предметами, материальная и духовная культура).
Формирование способностей. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.
Мозговой штурм (англ. brainstorming) был разработан А.Осборном. Это – метод стимулирования творческой активности. Высказывание идей и предложений по решению поставленной изобретательской или рационализаторской задачи, которое осуществляется в группах из 5–12 чел. При этом действуют следующие правила работы группы: свободное высказывание максимального числа идей, в том числе и вполне фантастических; запрещение критики; одобрение всех оригинальных идей; доработка всех высказанных идей. Для каждого выступления выделяется достаточно короткое время (1–2 мин.) и действует установка делать сообщение так, чтобы мог понять и неспециалист.
Синектика (англ. synectics), разработанная У. Гордоном, – метод стимулирования творческой активности. В рамках синектики создаются особые условия, стимулирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций к поставленной задаче.
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов необходимо предлагать следующие задания:
классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
устанавливать причинно-следственные связи;
видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
рассматривать систему в развитии;
делать предположения прогнозного характера;
выделять противоположные признаки объекта;
выявлять и формировать противоречия;
разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
представлять пространственные объекты.
Конечно, всестороннее развитие человека не сводится только к развитию его способностей. Большую роль в этом играет и развитие потребностей, интересов, эмоций и пр. В данной работе предпринимается попытка понять всестороннее развитие лишь в плане развития способностей, которые составляют как бы его ядро.
2. Потенциальные и актуальные способности
Для понимания всестороннего развития личности необходимо отталкиваться от подразделения самих способностей не по видам деятельности, в которых они проявляются, а на потенциальные и актуальные. Как уже отмечалось, потенциальные способности-это такие, которые можно определить как возможности развития индивида, дающие себя знать всякий раз, когда перед ним возникают новые проблемы, новые задачи, требующие решения. Они характеризуют индивида как бы в его потенциальных возможностях, в силу его психологических свойств и особенностей. Но поскольку развитие личности зависит не только от ее психологических особенностей, но также и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы или не реализованы эти потенции, то возникает так называемая проблема актуальных способностей, т. е. тех способностей, которые реализуются и развиваются в данных конкретных условиях в зависимости от требований конкретного вида деятельности.
Другими словами, объективные условия жизнедеятельности индивида иногда таковы, что далеко не каждый индивид может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой. При всех условиях актуальные способности будут отличаться от потенциальных, составляя только часть последних.
Вместе с тем одни социальные условия стоят на пути развития потенциальных способностей, другие - предоставляют им большой простор.
Социализм, а тем более коммунизм, преодолевая ограниченность антагонистического разделения труда, обеспечивая всех материальными благами, возможностями заниматься общественной деятельностью и т. д., изменяют соотношение между потенциальными и актуальными способностями в пользу наибольшего развития потенциальных. Иными словами, они приводят к созданию таких социальных условий, при которых потенциальные способности получат большой простор для своего развития, а характер социальной действительности будет таким, что на какой-то ступени развития личности многие потенциальные способности превратятся в актуальные.
Своеобразие личности, наряду с , характером, волевыми качествами, определяется также ее задатками и способностями.
От природы люди наделены различными задатками, которые предопределены биологически. На основе тех или иных задатков могут формироваться различные способности.
— это психические особенности личности, позволяющие успешно овладевать одной или несколькими видами деятельности .
Понятие «способность» помогает понять, почему люди, поставленные жизнью в примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, почему человек может достичь выдающихся успехов в одной области и быть совершенно бездарным в другой.
Способности формируются, развиваются и проявляются в деятельности и общении. По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности выступают как некоторая возможность. Чтобы эта возможность превратилась в действительность, требуется много усилий и определенные условия, например заинтересованность близких людей, качество обучения и др.
Способности обнаруживаются только в деятельности . Только в процессе специального обучения живописи, музыке, танцу выясняется, есть ли у ребенка способности к соответствующей деятельности и насколько быстрее и глубже по сравнению с другими он овладеет этой деятельностью.
Способности делят на актуальные и потенциальные.
Актуальные — уже обнаруженные и реализующиеся способности, для применения которых у человека сложились благоприятные социальные условия. Актуальные способности — только часть потенциальных. Далеко не каждый человек может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своими природными задатками, поскольку нередко этому препятствуют реальные социальные условия.
Способности нередко подразделяют также на общие и специальные.
Общие способности - это благоприятные возможности развития таких особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности К их числу относятся: общий уровень интеллектуального развития, внимательность, память, волевые качества, грамотная речь, работоспособность и др.
Специальные, или профессиональные, способности — это возможности к развитию отдельных психических качеств для конкретного вида деятельности: музыкальные, математические, лингвистические, спортивные и т.д. Они предполагают для своего развития упорную и длительную тренировку.
Каждая способность, создающая для человека лишь предпосылки для определенной деятельности, требует для своего высокого развития организации целой системы способов, приемов и операций. По некоторым профессиям — художественным, спортивным — подготовка, чтобы быть успешной, должна начинаться в 6-7 лет.
Одна из самых сложных проблем — вопрос о происхождении способностей. роли в их появлении и развитии биологических и социальных факторов. Высказываются мнения, что талант — это на 1% способностей и на 99% пота.
Однако до сих пор вопрос о происхождении способностей остается открытым. Признается, что, с одной стороны, существуют природные предпосылки способностей, однако их проявление и развитие во многом зависят от индивидуальных условий становления личности.
Хотя был проведен ряд исследований по выявлению генетической предрасположенности к тому или иному виду деятельности, вопрос о генотипической обусловленности задатков остается достаточно спорным. Формирование способностей, приводящее к индивидуальным психологическим различиям, связано с взаимодействием наследственных факторов и среды. Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой. Наследственность допускает очень широкие границы поведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от внешней среды, в которой происходит развитие.
В гуманистической психологии в качестве главной цели личности рассматривается развитие ею своих способностей, ее самоактуализация. Но развить все способности в равной степени невозможно. Полностью гармонически развитый человек — это из области утопических мечтаний. Для человека нужно определить свои ведущие способности и реализовать их в профессиональной деятельности, ставя перед собой трудные, но достижимые цели.
Общие и специальные способности человека
Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека. Способности — мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.
Различаются общие и специальные способности. Общие способности необходимы для всех видов деятельности. Они подразделяются на элементарные - способности к психическому отражению действительности, элементарный уровень развития восприятия, памяти, мышления, воображения, воли и сложные - способности к обучению, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и др. Без соответствующего уровня развития элементарных и сложных способностей человек не может включаться ни в один из видов деятельности.
Взаимодействие человека с миром осуществляется в форме специфической человеческой активности — деятельности. Деятельность — функциональное взаимодействие человека с реальностью, направленное на ее познание и преобразование в целях удовлетворения своих потребностей. Только в деятельности реализуются психические возможности человека. Сама деятельность непрерывно совершенствуется в силу постоянного развития, возрастания человеческих потребностей.
В отличие от поведенческой активности животных деятельность человека связана с получением продуктов деятельности, имеющих потребительскую ценность. Деятельность связана со способностью личности к сознательной постановке цели, применению ранее выработанных и формированию новых умений и навыков, использованию средств деятельности.
В соответствии с видами деятельности различаются специальные способности — психические особенности, позволяющие человеку достичь высоких результатов в выполнении специальной деятельности. Это графические, художественно-литературные, конкретно-научные (математические и др.), практически- организационные, практически-созидательные и др.
В структуре личности существенны не только отдельные способности, но и их комплексы, наиболее полно отвечающие требованиям широких сфер деятельности.
Высокая способность к конкретному виду деятельности — талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, — одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально значимые свершения, — гениальность (от лат. genius — дух) (рис. 1).
Рис. 1. Система способностей и задатков
Психические особенности одаренности и тем более гениальности проявляются в высокоразвитом интеллекте, нестандартности , его комбинаторных качествах, мощной интуиции. Образно говоря, талант — попадание в цель, в которую никто не может попасть, гениальность — попадание в цель, которую еще никто не видит.
Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к поиску принципиально нового, стремление к наивысшим достижениям в различных сферах общечеловеческой культуры. Одаренные люди отличаются ранним интенсивным психическим развитием. Развитию одаренности и гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие нестандартные черты личности. Общество должно быть насыщено духом определенных социальных ожиданий для того, чтобы появился соответствующий гений.
Для понимания всестороннего развития личности необходимо отталкиваться от подразделения самих способностей не по видам деятельности, в которых они проявляются, а на потенциальные и актуальные. Как уже отмечалось, потенциальные способности-это такие, которые можно определить как возможности развития индивида, дающие себя знать всякий раз, когда перед ним возникают новые проблемы, новые задачи, требующие решения. Они характеризуют индивида как бы в его потенциальных возможностях, в силу его психологических свойств и особенностей. Но поскольку развитие личности зависит не только от ее психологических особенностей, но также и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы или не реализованы эти потенции, то возникает так называемая проблема актуальных способностей, т. е. тех способностей, которые реализуются и развиваются в данных конкретных условиях в зависимости от требований конкретного вида деятельности.
Другими словами, объективные условия жизнедеятельности индивида иногда таковы, что далеко не каждый индивид может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой. При всех условиях актуальные способности будут отличаться от потенциальных, составляя только часть последних.
Вместе с тем одни социальные условия стоят на пути развития потенциальных способностей, другие - предоставляют им большой простор.
Социализм, а тем более коммунизм, преодолевая ограниченность антагонистического разделения труда, обеспечивая "всех материальными благами, возможностями заниматься общественной деятельностью и т. д., изменяют соотношение между потенциальными и актуальными способностями в пользу наибольшего развития потенциальных. Иными словами, они приводят к созданию таких социальных условий, при которых потенциальные способности получат большой простор для своего развития, а характер социальной действительности будет таким, что на какой-то ступени развития личности многие потенциальные способности превратятся в актуальные.
В процессе коммунистического строительства, формирования коммунистических общественных отношений соотношение потенциальных и актуальных способностей будет изменяться в пользу развития потенциальных. Если при капитализме социальные условия развития личности в сфере производства ограничиваются заданным социальным отношением - человек придаток машины, то при социализме и коммунизме это отношение меняется именно в своем социальном содержании.
Характер этого отношения прекрасно выражает факт массового рационализаторства на производстве, когда в процессе усовершенствования техники и создания новых методов ее использования проявляется подлинно творческое отношение советского рабочего к труду, происходит развитие его способностей.
Конечно, не следует думать, что при социализме и коммунизме потенциальные способности индивида будут совпадать с актуальными. Потенциальные способности могут лишь реализоваться более полно. В этом смысле превращение потенциальных способностей в актуальные есть превращение психических свойств и особенностей индивида в факт его активной социальной деятельности, превращение им своих возможностей в реальность, а его самого-в активного участника общественной жизни.
Как нам представляется, деление на потенциальные и актуальные способности дает возможность рассмотреть способности "в их динамике. Оно показывает диалектику развития личности: социальные условия не создают, но выявляют, делают реальным социальным фактом наличие тех или иных потенциальных психических свойств и особенностей индивида.
Интересующий нас методологический аспект связи социального и психологического процессов развития способностей заключается в следующем. Способности (и их развитие) не непосредственно соотносятся с социальными условиями, а через занимаемое индивидом в этих социальных условиях определенное место. Когда мы рассматриваем индивида с точки зрения психологического аспекта, то нас интересует механизм реализации самим индивидом его способностей в смысле превращения потенциальных способностей в актуальные. Когда же мы изучаем индивида в социологическом аспекте, то проблема его всестороннего развития, возникающая именно в этом плане, выдвигает социальную норму, социальную программу развития способностей; социально-философское обоснование этой проблемы и соотносит даннмо программу с реальным процессом ее воплощения в жизнь на каждом конкретно-историческом этапе. При социализм? и коммунизме это соотнесение соответственно будет различным.
Возникает вопрос: существуют ли, например, при капитализме индивиды с всесторонне развитыми способ ностями? На него можно ответить положительно.
Появление этих индивидов оказалось возможным не в результате действия существующих при капитализме социальных условий, а в результате опосредованного психологией личности превращения ее потенциальных способностей в актуальные. Это не означает, конечно, что тем самым социальный аспект отрывается от психологического, что они как бы независимы друг от друга. Психологически личность, реализующая свои способности а условиях, социально препятствующих их развитию, несет на себе печать (часто трагическую) этих общественных условий. Она подчас тратит все свои силы только на то, чтобы защитить свои способности от воздействия неблагоприятных социальных условий.
Поэтому проблема всестороннего развития личности должна включать в свой состав проблему не только психологических способностей, но и психологического типа личности.
Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что принцип всестороннего развития личности выступает, во-первых, как методологический для психологии, как выражающий определенные требования к развитию, которое
осуществлялось бы не только как развитие способностей (в их особенности и обособленноеги), но и как развитие способного индивида; во-вторых, реально личность может быть целостной, хотя данные социальные услович еще не обеспечивают такого ее качества. Целостность психического развития личности подразумевает не только, например, равномерность или одновременность развития эмоциональных, интеллектуальных особенностей, но и развитие личностных ее способностей - способностей выявить свои возможности, превратить эти возможности в способности, максимально их проявить, уметь соотнести их с реальными социальными условиями, т. е осознать их и т. д.
Наконец, в-третьих, в своем непосредственном выражении требование (норма) всестороннего развития личности применительно к психологии означает "необходимость выявления всех потенциальных способностей инди вида. Тем самым в тенденции выявляется и формулируется требование как можно более раннего определения способностей и обеспечения возможносги их проявления. Например, в последнее десятилетие в наш быт прочно вошло новое понятие «хобби», которое отражает определенное явление: реальное сокращение рабочего днч дало возможность людям отдавать высвободившееся время любимому занятию, т. е. непрофессионально проявлять свои способности Однако имеют место и такие факты, когда свободное время превращается во «времяуби-вание» в силу своевременной невыявленности личностью своих способностей, склонностей, умений. Хорошо известна печальная судьба таких людей. Поэтому как перед школой, так и перед семьей должна быть поставлена (в плане воспитательном) задача выявления всех способностей детей, выходящих за пределы профессионального образования Создание сети специальных школ безусловно в определенной мере социально решает эту задачу.
Развитие личности было нами раскрыто в социальном плане как превращение потенциальных способностей в актуальные. Под потенциальными способностями в социальном смысле имеются в виду опредмеченные человечеством в продуктах и предметах культуры его материальные и духовные богатства, которые могут быть рас-предмечены каждым индивидом. Степень этого распред-
мечивания, выражающаяся в реальном развитии способностей личности, и выявляет меру превращения потенциального в актуальное. Эта степень распредмечивания также представляет собой реальное содержание всестороннего развития личности.
Необходимо связать и соотнести этот социально-философский аспект проблемы с собственно-психологическим превращением потенциальных способностей в актуальные самим индивидом. Выявление и развитие потенциальных способностей (в психологическом смысле) индивида не может происходить вне их соотнесения с общественными, опредмеченными в "науке, культуре и т. д. способностями. Поэтому не существует отдельно психологического процесса превращения потенциальных способностей в актуальные, он осуществляется как общественный процесс, будучи индивидуальным по форме и способу реализации.
Развитие потенциальных свойств и особенностей К. Маркс называет развитием «сущностных сил» человека, т. е. сил, призванных распредметить общественную сущность, хотя они рассматриваются им как «органы его индивидуальности». Это означает, что проблема всестороннего развития личности в философском аспекте приводит-хотя на первый взгляд это кажется противоречием - к проблеме индивидуальности. Здесь следует иметь в виду, что противоречие между всесторонностью и индивидуальностью выступает в том случае, если индивидуальность понимается как односторонность или однобокость развития личности.
Понятие «индивидуальность» означает, что каждый человек выступает как целостный общественный человек, как представитель человечества и вместе с тем как неповторимая и своеобразная личность. В реальной диалектике всесторонности и индивидуальности можно проследить, как индивид, совершенствуя свою деятельность, преобразуя природу, развивается сам и выступает непросто как индивид, а как родовое существо, общественной природе которого присущи различные, многообразные потенциальные свойства и особенности.
Важным основанием для критерия всесторонности личности выступает развитие потенциальных свойств и особенностей человека как его «сущностных сил». Иначе говоря, всестороннее развитие личности включает своим
непременным условием максимальную реализацию и развитие потенциальных способностей человека как родового существа. Во всех проявлениях человека как целостного, родового существа, независимо от того, будет ли он выполнять свою профессиональную работу, читать книгу, смотреть спектакль, общаться с другими людьми и т.п.,- во всех этих проявлениях его социальной деятельности развитые потенциальные способности реализуются максимальным образом.
Превращение потенциальных способностей в актуальные всегда будет различным у разных индивидов в том смысле, что одни из них смогут развить гораздо больше потенциальных способностей, до такой степени, что они станут актуальными, другие - меньше. Причины этого могут быть самые "различные, в том числе ими оказываются и индивидуальные психологические особенности индивида.
В условиях социализма и коммунизма развитие природных, в том числе психологических, свойств человека из стихийного процесса превращается в сознательный, общественно управляемый. Кроме того, все создаваемое обществом достояние: материальные блага, духовная культура, наука и т. д.-выступает не простой совокупностью знаний, умений и т. д., а превращается в общественно необходимый способ развития индивида.
Неправомерными кажутся попытки понять всестороннее развитие личности через перемену видов деятельности, через объем знаний, стремление представить дело таким образом, что всесторонне развитый человек якобы тот, который умеет все делать. Делать все - по плечу только обществу в целом, но невозможно требовать этого от одного человека, какой бы яркой индивидуальностью он ни был.
Для совершенствования индивида необходимо снятие препятствий на пути проявления и развития его потенций, на пути овладения им теми богатствами, которые выработало человечество.
Потенциальными по отношению к развитию каждого индивида останутся его индивидуальные психические свойства, а опредмеченные способности человечества станут для него более актуальными.
Лишь при коммунизме в полной мере может быть воплощено положение К. Маркса о том, что «индивидуаль-
ная и родовая жизнь человека не являются чем-то различным-» 24 . Развитие способностей человека не будет связано лишь с теми или иными видами его деятельности. Это, конечно, означает не то, что исчезнут конкретные виды деятельности и развитие в них актуальных способностей, а лишь то, что развитие потенциальных и актуальных способностей будет зависеть не только от видов деятельности, но от всей жизнедеятельности индивида в целом и способа ее организации.
Важным признаком всестороннего развития личности является развитие в первую очередь тех способностей, которые отвечают психологической природе данного человека, характерным для него свойствам и потенциям, или, как говорил С. Л. Рубинштейн, развитие в соответствии с его «строем мыслей и чувств». Иначе говоря, для всестороннего развития личности необходимо развить потенциальные свойства и особенности с учетом психологической природы самого человека.
Существенным основанием для критерия всестороннего развития личности (в соответствии с ее психологической природой) служит также необходимость развития «сущностных сил» человека, его психических процессов и особенностей до уровня способностей. Здесь имеется в "виду, что само развитие психических процессов или деятельностей имеет различные уровни. Высшим уровнем являются способности личности. В этом случае возникает психическая деятельность особого качества, что выражается и в изменении регуляции деятельности, и в психической активности, а также в изменении моти-вационных особенностей личности.
Развитие человека как родового существа, обладающего многообразными потенциальными свойствами и особенностями, сущностными силами, под которыми К. Маркс понимал человеческие отношения к миру- «зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, мышление» и др., в первую очередь предполагает развитие последних до степени способностей безотносительно к тому, насколько это полезно в тот или иной отрезок времени, независимо от того, связано ли это непосредственно с деятельностью человека или нет. Развитие всех потенциальных возможностей каждого человека как родового существа для
24 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 42, с. 119. 172
марксизма выступает как самоцель, как истинное богатство для общества в целом.
К. Маркс писал: «На самом же деле, если отбросить ограниченную буржуазную форму, чем же иным является богатство, как не универсальностью потребностей, способностей, средств потребления, производительных сил и т. д. индивидов, созданной универсальным обменом? Чем иным является богатство, как не полным развитием господства человека над силами природы, т. е. как над силами так называемой «природы», так и над силами его собственной природы? Чем иным является богатство, как не абсолютным выявлением творческих дарований человека, без каких-либо других предпосылок, кроме предшествовавшего исторического развития, делающего самоцелью эту целостность развития, т. е. развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу? Человек здесь не воспроизводит себя в какой-либо одной только определенности, а производит себя во всей своей целостности, он не стремится оставаться чем-то окончательно установившимся, а находится в абсолютном движении становления?» 2й.
Развитие личности не ограничивается лишь ее всесторонностью. Всестороннее развитие личности выступает одной из важнейших предпосылок индивидуальности. Конечно, индивидуальность не всегда возникает на основе всестороннего развития личности, но всестороннее развитие личности создает ту благоприятную почву и основу, на которой легче всего проявиться индивидуальности. И напротив, чем меньше возможностей для всестороннего развития личности, тем меньше возможностей и для проявления индивидуальности.
Иногда считают, что всестороннее развитие личности означает чуть ли не уравнивание всех индивидов друг с другом. Однако подобное представление едва ли можно признать верным не только в плане социальном, но и в плане психологическом. Ведь известно, что даже одни и те же музыкальные способности различных индивидов имеют разную психологическую основу.
Теснейшим образом понятие индивидуальности связано также со способностями человека. Как уже отме-
Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 46, ч. I, с. 476.
чалось, проблема способностей неразрывно связана и понятием неповторимости, своеобразия, уникальности человека. Чем более тот или иной человек наделен природными потенциальными особенностями, тем более он потенциально индивидуален, тем больше оснований имеется у него, при прочих равных условиях, стать индивидуальностью, конечно, при наличии благоприятных социальных предпосылок.
Большинство исследователей исходят из того, что общественное развитие не только не ведет к уравниванию индивидов, но способствует развитию и проявлению их индивидуальности. Г. М. Гак, связывая всестороннее развитие личности с развитием родовой жизни, пишет:
«...чем всестороннее будет развит человек, чем богаче он будет в своих общих определениях, чем полнее каждый индивид будет представлять богатство родовой жизни, тем богаче будет индивидуальность как своеобразное выражение этого общего. Всесторонность развития отнюдь не означает уравнивания природных задатков, личного жизненного опыта, интеллектов, воль, характеров, исчезновения всяких различий в мнениях и суждениях» 2 ".
Итак, всесторонность развития личности самым теснейшим образом связана с развитием ее индивидуальности.
Раскрывая содержание индивидуальности, многие авторы связывают ее с неповторимостью черт и особенностей каждого отдельного человека, причем в трактовке этой проблемы нередко смешивается индивидуальность с индивидом, с личностью, с человеком как общим родовым понятием. Сейчас в литературе наметилась плодотворная тенденция разграничивать понятия «индивид», «личность», «индивидуальность» и т. д.
Серьезную попытку в плане различия личности и индивидуальности сделал И. И. Резвицкий. Он пишет. «Понятие индивида характеризует человека как представителя вида Homo sapiens и фиксирует комплекс его природных свойств. Понятие личности обозначает человека как члена общества и фиксирует совокупность его социальных свойств. Понятие индивида и понятие личности, таким образом, характеризуют человека не в целом, а лишь с какой-то одной стороны. Но человек вы-
2в Гак Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальности, с. 161 174
ступает перед нами не только той или другой своей стороной, он является одновременно целостным существом, что должно быть зафиксировано специальным понятием. Таким понятием является понятие индивидуальности, характеризующее целостного человека в единстве его природных и социальных качеств». Разъясняя свое понимание индивида, автор подчеркивает, что оно существует для обозначения природной стороны человека. «Понятие индивида как организма неразрывно связано с понятием человеческой индивидуальности, выражает ее природную основу. В качестве индивида человек является природным носителем индивидуальности»",- пишет И. И. Резвицкий.
В соответствии со своей трактовкой личности и индивида И. И. Резвицкий считает, что «к числу наиболее важных признаков человеческой индивидуальности относятся: целостность, обособленность, неповторимость, автономность, наличие внутреннего «я», творчество» 28 .
По нашему мнению, здесь автор понятие индивидуальности смешивает с понятием человека, а понятие индивида относит к числу природных характеристик человека, тогда как оно связано со специфическим качеством и специфическим уровнем общественного бытия. Понятие индивидуальности толкуется им слишком расширительно, включая и общеродовые, и индивидуальные признаки человека.
Иную трактовку понятия индивидуальности дает И. С. Кон. Он рассматривает индивидуальность как биологическое явление. «Индивидуальность как неповторимость каждого отдельного человека есть прежде всего факт биологический» 2 ",-пишет он. Подчеркнув биологичность как главную характеристику индивидуальности, И. С. Кон далее вводит понятие социальных ролей:
«...Индивидуальность является, во-первых, следствием биологического своеобразия организма, во-вторых, следствием специфических особенностей развития данного индивида. Есть еще и третий, особенно важный с социологической точки зрения момент: сама противоречивость общественных отношений обусловливает известную авто-
27 Резвицкий И. И. Философские основы теории индивидуальности. Л., 1973, с. 49-50.
28 Там же,с. 29.
у Кон И. С. Социология личности. М, 1967, с 29.
номию личности от каждой из ее социальных ролей. Какими бы общими, безличными ни были роли, взятые в отдельности, их структура, их интеграция в личности отдельного индивида всегда является уникальной, специ фической только для него» 30 .
Попытки раскрыть индивидуальность через биологические особенности человека представляются весьма спорными. Видимо, они проистекают от.недостаточно чет. кого разграничения понятий индивида и индивидуальности, понятия индивидуальности и собственно психологического термина «индивидуальные различия». Но и во втором случае речь идет не о биологических, а о психических различиях, не исчерпывающих, однако, понятия индивидуальности. По нашему мнению, прав И. И. Рез-вицкий, когда пишет, «что человеческая индивидуальность "всегда предполагает наличие индивида с комплексом его природных свойств, однако человеческий индиви о становится индивидуальностью лишь на социальном уровне развития, став личностью» 31 . Следует сказать, что, хотя природные особенности человека, вероятно, составляют некоторую непосредственную предпосылку его индивидуальности, было бы точнее рассматривать их как предпосылку способностей человека, а уже затем анализировать в плане соотношения способностей и индивидуальности.
Ряд философов, говоря о неповторимости индивидуальности, подчеркивают, что ее нельзя понимать как нечто такое, что является исключительным, неповторимым и чего нельзя отыскать в других людях. На это обращают внимание советские философы В. П. Тугаринов, Г. М. Гак и др., а также немецкий марксист Р. Миллер.
Конечно, эти авторы правы, когда говорят, что индивидуальность не следует понимать как замкнутое, абсолютно неповторимое явление: в самой индивидуальности можно различать и общие, и особенные, и единичные свойства. Однако в их толковании индивидуальности не выделяются какие-либо признаки, которые существенны для понимания индивидуальности в социальном плане.
«В действительности индивидуальность есть своеоб-
33 Кон И. С Социология личности, с. 34
31 Резвицкий И. И. Философские основы теории индивидуальности с. 51.
разное, неповторимое проявление общего, а не нечто сверх этого... - пишет Г. М. Гак.- Именно потому, что индивидуальность есть уникальная форма существования общего... Индивидуальность присуща как телесной организации человека, так и его духовной жизни. Люди всегда различались и будут всегда различаться не только своей походкой, голосом, почерком и т. п., но и проявлениями всякой жизнедеятельности... Различия в сфере индивидуальности суть различия степени силы и яркости проявления общего, они суть и различия структурные...
Индивидуальность - это то уникальное, неповторимое в проявлении всего этого общего, что отличает одного индивида от другого» 32 .
Таким образом, говоря о неповторимости индивидуальности, авторы подчеркивают значение биологических свойств человека и, кроме того, отмечают, что эта неповторимость есть уникальная форма существования общих свойств, или, по выражению Г. М. Гака, своеобразное проявление родовой жизни.
Как нам представляется, такое объяснение индивидуальности не совсем убедительно, и прежде всего потому, что в пего вводятся главным образом биологические особенности. Что касается объяснения индивидуальности как своеобразного проявления родовой жизни, то оно бесспорно, но слишком широко и поэтому не раскрывает сущности индивидуальности.
К числу попыток разграничить понятия индивида и индивидуальности в нашей литературе относятся высказывания С. Л. Рубинштейна, Л. П. Буевой, Б. Г. Ананьева и др.
С. Л. Рубинштейн разделяет понятия «индивид» и «индивидуальность». Для него реальным индивидом выступает действующий человек как носитель общих свойств психики. Под индивидуальностью С. Л. Рубинштейн понимает человека, которому присущи особенные, единичные и неповторимые свойства, возникшие в ходе его индивидуального развития, особых обстоятельств его жизни, деятельности и воспитания 33 . Но у С. Л. Рубинштейна определение индивидуальности носит собственно-психологический характер.
Гак Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальности, с. 19-
См: Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957, с. 309.
Л. П. Буёва, Проводя различие между индивидом и индивидуальностью, считает, что как индивид человек выступает преимущественно в качестве пассивного носителя социальных функций, отношений и свойств психики. Но если речь идет об индивидуальности личности, то, по-видимому, она выражается в своеобразии ее существенных социальных качеств, которые проявляются и реализуются в ее социальной деятельности 34 .
И у С. Л. Рубинштейна, и у Л. П. Буевой индивид выступает в качестве носителя общих свойств психики, но одновременно рассматривается и как пассивный носитель социальных функций.
Б. Г. Ананьев, дифференцируя понятия индивида и индивидуальности, пишет, что «индивидуальность всегда есть индивид с комплексом природных свойств, хотя, конечно, не всякий индивид является индивидуальностью. На наш взгляд, как было показано ранее, для этого индивиду нужно стать личностью» 35 .
Из этого видно, что и Б. Г. Ананьев в понимании индивидуальности ставит акцент на воплощении и реализации возможностей природы человека.
С. С. Батенин, Л. С. Мерзон и С. С. Левина сосредоточивают внимание на социальной значимости деятельности индивидуальности. «Индивидуальность челорека формируется и проявляется прежде всего в том, как, в какой степени овладевает он общественно-историческим опытом» 36 ,-пишет С. С. Батенин. Согласно Л. С. Мер-зон и С. С. Левиной, «индивидуальность - это не просто «мое» собственное достояние, а тот реальный вклад, который вносит конкретная личность в общее дело благодаря своим индивидуальным данным и тем условиям, которые предоставляются самим обществом для реализации этих данных... Основным направлением развития индивидуальности становится ее полезность обществу, гражданственность» ".
34 См.: Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968, с. 32-35.
35 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968, с. 330.
36 Батенин С. С. Проблема человека в марксистской философии.- В кн.: Коммунизм и личность. Л., 1966, с. 13.
37 Мерзон, Л.С., Левина С. С. Коммунизм и свобода личности.- В кн.: Коммунизм и личность, с. 99-100.
Нам представляется, что, выделяя и дифференцируя природный, психологический и социальный аспекты проблемы индивидуальности, анализ можно начинать только с последнего. Поэтому прежде чем рассмотреть основную - в плане нашего анализа - зависимость «способности-индивидуальность», необходимо обратиться к собственно-философскому и социальному аспектам проблемы.
Понятие «индивидуальность» должно быть абстрагировано от биологических особенностей - от телесной организации и таких признаков, как голос, походка, почерк и т. д., ибо в нем заключается прежде всего общественная характеристика.
По-видимому, понятие индивидуальности в плане социальном, общественном означает прежде всего такой способ общественного бытия индивида, который возможен лишь на определенной ступени общественно-исторического развития. На этой ступени возникает потребность в неповторимом вкладе индивида в общественное развитие. Если в настоящее время индивиды в общественном отношении выступают в известном смысле как взаимозаменяемые, то при коммунизме само общество создаст общественную потребность в неповторимости каждого индивида - его общественного способа деятельности, создаваемого им продукта. В этом понимании всестороннее развитие личности является предпосылкой развития индивидуальности. На первый взгляд это утверждение кажется парадоксальным. Однако оно кажется таковым только в том случае, если индивидуальность понимать как односторонность, которая в этом случае рассматривается как нечто более ограниченное, бедное, чем всесторонность. Именно при подобном подходе к пониманию всестороннего развития личности теряется принцип «развития», т. е. совершенствования, выявления, становления (прежде всего способностей), а сохраняется только понятие всесторонности, которое противопоставляется индивидуальности как односторонности.
Принцип всестороннего развития означает создание социальных условий для развития способностей во всех возможных направлениях, а принцип индивидуализиро-ванности,или индивидуальности,-социальную реализацию индивидуального пути или способа развития способностей и всей личности в целом.
Однако если понятие всесторонности не проецировать на отдельного индивида (понимая под всесторонностью его развития набор всех видов человеческой деятельности), а рассматривать ее в историческом плане как совокупную деятельность человечества, а в индивидуальном плане-как общественную активность индивида, как превращение им своих возможностей в действительность, то это противоречие превращается в свою противоположность: всесторонность развития способностей рода совпадает с индивидуальностью развития способностей индивида.
Однако социальный подход к проблеме не ограничивается проблемой всестороннего развития. Последняя представляет собой конкретно-историческую проблему и перспективу развития личности при определенных условиях (социализме и коммунизме). Социальный же подход в целом должен объяснить проблему формирования индивидуальности и при других конкретно-исторических условиях, например при капитализме. И в современных условиях, и в предшествующих общественно-исторических формациях существовали индивидуальности, выражая степень, направление развития индивидами своих возможностей. Какой же социальный смысл вкладывается в понятие индивидуальности?
Капиталистическое общество также создает общественную потребность в индивидуальном вкладе, в развитии индивидуальности, однако здесь выступает принципиально иное социальное содержание понятия индивидуальности: при капитализме создается общественная потребность в развитии индивидуальности лишь некоторых индивидов, но не большинства, а тем более не всех.
При коммунизме же индивидуальностями станут все индивиды. При социализме, как известно, действует формула «От каждого по способностям», которая также предполагает определенное социальное содержание- общественную потребность в использовании (включенности) способностей каждого индивида. Однако эта формула фиксирует наличный уровень способностей индивидов, создавая лишь общественные предпосылки для их всестороннего развития.
Таким образом, понятие индивидуальности непосредственно связано с характеристикой конкретно-исторических этапов общественного развития.
Конечно, неверно было бы думать, что для индивидуальности не имеют значения психические свойства и особенности индивида и степень их развития. Наоборот. индивидуальность предполагает развитие психических свойств индивида в социальных интересах.
Иными словами, индивид и индивидуальность далеко не равнозначные понятия. Индивид-предпосылка индивидуальности, но не сама индивидуальность; причем отнюдь не при всяких условиях, как психологических, так и социальных, индивид может стать индивидуальностью.
Итак, между понятиями «индивид» и «индивидуальность» имеются существенные различия. Вместе с тем и между понятиями «личность» и «индивидуальность» также нет тождества.
В чем же заключается их единство и различие?
По нашему мнению, понятие личности определяется прежде всего характером общественных условий и отношений, в которые она попадает. Иными словами, личность - продукт определенных общественных условий. Индивидуальность же связана прежде всего с внутренними качествами личности п означает направление, характер, способ развития индивидом своих возможностей степень этого развития. Индивидуальность характеризует прежде всего внутренние потенции человека и степень их реализации в данных социальных условиях.
Само собой разумеется, что характер личности зависит не только от внешних условий, но во многом определяется ее внутренними качествами. Вместе с тем и характер индивидуальности не целиком обусловлен лишь внутренними качествами личности, а зависит также и от характера окружающих условий. Однако при наличии этой зависимости следует проводить различие между тем, что определяет развитие человека со стороны его социальных условий, и тем, что исходит от самой личности и определяется ее внутренними качествами и свойствами. Ведь в одних и тех же условиях различные люди могут поступать по-разному. Эти различия определяются прежде всего их внутренней уникальностью и своеобразием.
И если характер личности связан прежде всего с характером данных социальных условий, то индивидуальность в основном характеризуется степенью концентра-
ции и мобилизации психологических качеств человека на решение тех или иных социальных задач. Однако, включая в себя различные психологические качества, она
отнюдь не сводится к ним.
Высказывания К. Маркса дают возможность предположить, что продуктом, результатом общественного развития различных индивидов являются различные индивидуальности. При наличии индивидуальности выполнение социальной деятельности индивидами будет характеризоваться типичными лля каждой индивидуальности приемами и способами решения встающих перед ними задач и проблем; общественным результатом их деятельности будет реальный вклад в общественное развитие.
Но если на протяжении всего исторического развития человечества формирование индивидуальности происходило за счет, говоря словами Маркса, «большинства человеческих индивидов», то коммунизм будет представлять собой общество, состоящее из индивидуальностей.
Индивидуальность связана с наличием определенных способностей, однако не всегда обладание таковыми порождает индивидуальность. Конечно, чтобы развилась индивидуальность, необходим определенный уровень развития способностей. Но индивидуальность связана с умением проявить и использовать эти способности, с умением превратить потенциальные способности в актуальные.
Развитие способностей. Способности ребенка формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства, которые осваивает подрастающий человек в процессе обучения.
Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат те врожденные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. Вместе с тем биологически унаследованные свойства человека не определяют его способностей. Мозг заключает в себе не те или иные специфически человеческие способности, а лишь способность к формированию этих способностей (216, с. 652; 146, с. 94).
Уровень развития способностей зависит: 1) от качества наличных знаний и умений (верные или неверные, твердые или нетвердые и т. д.), от степени их объединения в единое целое;
2) от природных задатков человека, качества врожденных нервных механизмов элементарной психической деятельности; 3) от большей или меньшей «тренированности» самих мозговых структyp, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов (74, с. 42).
Потенциальные и актуальные способности. Потенциальные способности - это возможности развития индивида, проявляющие себя всякий раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Но поскольку развитие личности зависит не только от ее психологических особенностей, но также и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы (или не реализованы) эти потенции, то говорят об актуальных способностях, которые реализуются и развиваются в зависимости от -требований конкретного вида деятельности.
Объективные условия жизнедеятельности индивида иногда таковы, что далеко не каждый индивид может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой. Поэтому актуальные способности составляют только часть потенциальных (21, с. 166-169).
Способности и задатки. Задатки-наследственные свойства периферического и центрального нервного аппарата - являются существенными предпосылками способностей человека, но они лишь обусловливают их, не предопределяя. От задатков к способностям - в этом и состоит путь развития личности. Развиваясь из задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития индивида, в которое задатки входят как предпосылки, как исходный момент.
Задатки многозначны, они могут развиваться в различных направлениях, превращаясь в различные способности.
Будучи предпосылкой успешного хода деятельности.человека, его способности являются в той или иной мере и продуктом его деятельности. В этом состоит кольцевая взаимозависимость способностей человека и его деятельности (217, с. 141-142).
Задатки бывают разных видов. Одни из них не определяют ни содержания способностей, ни уровня возможных достижений, их значение ограничивается тем, что они лишь придают своеобразие процессу развития способностей, облегчают или затрудняют их развитие. К этой категории задатков можно отнести, например, типологические свойства нервной системы. Другие задатки, не определяя узко и жестко содержание способностей, по-видимому, все-таки больше влияют на их содержательную сторону.
Только при наличии хороших задатков способности могут развиваться очень быстро даже при неблагоприятных жизненных обстоятельствах. Однако даже прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. С другой стороны, и при отсутствии хороших задатков (но не при полном их отсутствии) человек может при определенных условиях добиваться значительных успехов в соответствующей деятельности.
Способности и уверенность в себе. Трудности многих неуспевающих детей не являются следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представления о себе как о неспособных к серьезному учению. Можно сказать, что успехи в школе, на работе и в жизни в целом не менее зависят от представления человека о своих способностях, чем от самих этих способностей. Когда ученик заявляет: «Я этого никогда не осилю», это гораздо больше говорит о нем самом, чем об изучаемом предмете. Такой ребенок, вероятнее всего, действительно потерпит неудачу, главным образом потому, что не чувствует уверенности в своих силах. Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем, и ничто так не предвещает неудачу, как заведомое ее ожидание (26а, с. 26).
Обучаемость. Обучаемость есть совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых - при наличии и относительном равенстве других исходных условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т. д.)-зависит продуктивность учебной -деятельности. Такими свойствами являются: 1) обобщенность мыслительной деятельности-ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в учебном материале; 2) осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон; 3) гибкость мыслительной деятельности; 4) устойчивость мыслительной деятельности; 5) самостоятельность мышления, восприимчивость к помощи.
Характер сочетания указанных свойств определяет индивидуальные различия в обучаемости, является ее качественным показателем. Уровень развития этих свойств мышления есть показатель, заключающийся в легкости, краткости пути к достижению высокого уровня усвоения знаний; он обозначается как «экономичность мышления» и является количественным показателем обучаемости (99, с. 17-18).
В целом обучаемость - это восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности. Она является относительно устойчивым свойством личности. Это понятие по своему содержанию более узкое, чем понятие «способность», определяемое как свойство личности, которое является условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Способность включает в себя высокую обучаемость определенным видам деятельности. Подобно тому, как различаются способности общие и специальные, следует различать обучаемость общую и специальную. Вторая проявляется только при обучении определенному учебному предмету.
Обучаемость тесно связана с умственным развитием, однако эти понятия не тождественны. Высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, однако с высоким умственным развитием может сочетаться относительно более низкая обучаемость, которая компенсируется большой трудоспособностью. Уровень умственного развития повышается с возрастом, в то время как обучаемость может сохраняться относительно постоянной на протяжении длительного периода, а в некоторых случаях, что особенно ярко проявляется при овладении речью, в более ранние возрастные периоды она может быть даже брлее высокой. Для определения уровня обучаемости имеет значение не столько результативная сторона (что характерно для умственного развития), сколько самый процесс формирования знаний и приемов- степень легкости и быстроты приобретения знаний, организации их в системы, овладения приемами умственной деятельности. Не случайно поэтому для выявления обучаемости необходим обучающий эксперимент, вскрывающий потенциальные возможности развития ученика, а не наличное его состояние (172, с. 28-30).
Пригодность к деятельности. Пригодность (готовность) к конкретной деятельности обусловливается наличием соответствующих способностей и общих психологических условий, необходимых для успешного осуществления деятельности: а) положительного отношения к данной деятельности, интереса к ней, переходящими на высоком уровне развития в страстную увлеченность; б) наличия трудолюбия, организованности, самостоятельности, целеустремленности, настойчивости, а также устойчивых чувств удовлетворения от напряженной работы, радости творчества, открытия и т. д.; в) наличия во время осуществления деятельности благоприятных для ее выполнения психических состояний, например, заинтересованности, сосредоточенности, хорошего психического самочувствия и т. д.; г) определенного фонда знаний, умений и навыков в соответствующей области; д) определенных индивидуально-психологических особенностей в сенсорной и умственной сферах, отвечающих требованиям данной деятельности (127, с. 89-90).
Общие и специальные способности. Следует учитывать, что возможно относительное преобладание или общих, или специальных способностей. Бывает общая одаренность без ярко выраженных специальных способностей, как и относительно высокие специальные способности, которым не отвечают соответствующие общие способности (99, с. 16-17).
Возрастное развитие общих способностей не исключает, а предполагает выявление данных для занятий определенными областями деятельности. Перед школой стоит двуединая задача: дать общее образование, обеспечить рост общих способностей и вместе с тем всемерно поддерживать ростки специальных дарований, готовить к выбору профессии.- Высокое развитие общих способностей - подлинный залог выявления и всех специальных дарований (139, с. 251-259).
Особенности учащихся, способных к математике. Особенности таких учащихся выражаются в следующем.
1. Способные ученики могут без специального упражнения и указаний учителя самостоятельно осуществить обобщение математических объектов, отношений, действий «с места», на основании анализа лишь одного явления в ряду сходных явлений. Каждая конкретная задача сразу осознается ими как представитель некоторого класса однотипных задач и решается в общей форме, т. е. вырабатывается общий алгоритм (способ) решения задач данного типа.
Способные учащиеся обобщают математический материал не только быстро, но и широко. Они обобщают и методы решения, принципы подхода к решению задач, поэтому способность к обобщению сказывается и на эффективности решения нестандартных математических задач.
2. Способные к математике ученики быстро переходят в процессе решения задач к мышлению «свернутыми» структурами. Этот переход обычно начинается непосредственно после решения первой же задачи данного типа и довольно быстро достигает максимального развития, когда промежуточные звенья рассуждения «выпадают» и устанавливается своеобразная прямая ассоциация между осознанием задачи и выполнением определенной системы действий, а нередко даже между осознанием задачи и осознанием результата.
3. Способных к математике учащихся отличает большая гибкость, подвижность мыслительных процессов при решении математических задач. Она выражается в легком и свободном переключении с одной умственной операции на качественно иную, в многообразии подходов к решению задач, в свободе от сковывающего влияния шаблонных способов решения, в легкости перестройки сложившихся схем мышления и действия,
4. Для способных школьников весьма характерно стремление к наиболее рациональным решениям задач, поиски наиболее ясного, кратчайшего и изящного пути к цели. Это выглядит как своеобразная тенденция к экономии мысли.
5. Способные к математике ученики отличаются способностью быстро и резко перестраивать направленность мыслительного процесса с прямого на обратный, обратимостью рассуждений.
6. При решении трудных задач способными учащимися пробы часто являлись не столько непосредственными попытками решения задачи, сколько средством всестороннего исследования ее с извлечением из каждой пробы дополнительной информации.
7. Способные ученики в большинстве случаев довольно долго помнят тип решенной ими в свое время задачи, общий характер действий, но не помнят конкретных данных задачи (127, с. 288- 329).
Школьники с задержкой психического развития. Значительную часть неуспевающих школьников (примерно половину) составляют дети с задержкой психического развития. Задержка психического развития связана с остаточными состояниями после перенесенных во внутриутробном развитии, или во время родов, или в раннем детстве слабовыраженных органических повреждений центральной нервной системы, а также генетически обуслов- 1 ленной недостаточностью головного мозга. Слабовыраженная органическая недостаточность мозга ведет к значительному замедлению темпа психического развития. В результате к началу обучения в школе у таких детей оказывается несформированной готовность к школьному обучению, причем не только психологическая, но и физическая, физиологическая.
Психологический аспект готовности к обучению подразумевает сформированность определенного уровня знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков;
речевого развития; познавательной активности; регуляции поведения. Дети с задержкой психического развития оказываются не готовыми к школьному обучению по всем этим параметрам. Трудности в обучении, связанные с неподготовленностью детей, усугубляются ослабленным функциональным состоянием их центральной нервной системы, ведущим к низкой работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости. Все эти особенности, детей с задержкой психического развития приводят к тому, что оказываемая им в общеобразовательной школе индивидуальная помощь в большинстве случаев не ведет к преодолению отставания в развитии. Из-за накапливающихся пробелов в знаниях дети все в меньшей мере усваивают новый материал и фактически выпадают из учебного процесса.
Недостаточное знание детей этой категории и непонимание их особенностей учителями обычной школы, неумение справиться с ними приводят к отрицательному отношению к ним педагогов и, как следствие, одноклассников, считающих таких детей «глупыми», «бестолковыми». Все это приводит к возникновению у детей отрицательного отношения к школе и учению и стимулирует их попытки личностной компенсации в других областях деятельности, что находит свое выражение в нарушениях дисциплины, вплоть до асоциального поведения. В результате подобный ребенок не только сам ничего не получает от школы, но и оказывает отрицательное влияние на своих одноклассников.
Обучение, более результативное в тех случаях, когда оно проводится в специальных, особо благоприятных условиях, создает наилучшие возможности как для коррекции недостатков, тая и для достижения высокого уровня социальной адаптации (158, с. 6-8, 18).