Dom2stars - Женский портал

Занятие по семейному воспитанию. Занятие проведено в рамках методической недели

Разделы: Внеклассная работа

Цель : расширять представление воспитанников о нравственных основах семьи.

Задачи КРЗ:

  • Закреплять знания по теме «Семья», способствовать осознанию модели счастливой семьи.
  • Формировать коммуникативные умения, эмпатию, культуру взаимоотношения и взаимопонимания в семье.
  • Формировать уважительное отношение к русскому народному творчеству, художественному слову.
  • Развивать память, внимание, мышление через игровые упражнения.

Форма: этический тренинг.

Используемый реквизит : фломастеры, рисунки-«кирпичики», бейджи с указанием семейной роли, кроссворд, карточки с частями пословиц, фонограмма «Погода в доме», «Законы человечности», семейные фото, опорные тезисы «Типы семьи», пиктограммы, фотоаппарат.

Оформление доски : семейные фотографии.

Ход занятия

Вводная часть

1. «Мозговой штурм».

  1. Как в старину в России назывался свадебный обряд?
    а) «Щи»;
    б) «Каша»;
    в) «Окрошка»;
    г) «Кулебяка».
    (Может быть, отсюда берёт истоки русская пословица «С ним каши не сваришь»?)
  2. Кого засылают в дом невесты ?
    а) Разведчиков;
    б) Юристов;
    в) Сватов ;
    г) Казачков.
  3. Как звали бога славяно-русской мифологии, родоначальника жизни, покровителя семьи и дома ?
    а) Род;
    б) Число;
    в) Падеж;
    г) Склонение.
  4. На русских свадьбах существовал обычай: когда торжество заканчивалось, гостям раздавали маленькие пряники. Как они назывались?
    а) Разгуляи;
    б) Разгоняи;
    в) Распеваи;
    г) Распугаи.
    (Тем самым гостям прозрачно намекали, что пора расходиться по домам.)
  5. Какой математический термин часто использует супруг , говоря о своей жене ?
    а) Половина ;
    б) Четвертинка;
    в) Осьмушка;
    г) Десятина.
  6. В последнее воскресенье какого месяца в РФ отмечается День матери ?
    а) Февраль;
    б) Март;
    в) Сентябрь;
    г) Ноябрь.
  7. В каком месяце отмечается Международный День семьи ?
    а) В мае ;
    б) в июне;
    в) в августе;
    г) в сентябре.
    (Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года.
    Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)

Основная часть

1. Вступительное слово

2007 г. – Год Семьи (ЮНЕСКО)

2008 г. – Год Семьи (в России)

В Интернете был объявлен конкурс на самый интересный семейный портрет. Вы видите некоторые из них. На этих портретах лица веселые и серьезные…разные. Но что их объединяет?

Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней.

Как вы понимаете слово «семья»?

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

2. Семейный кроссворд.

Как можно назвать одним словом всех членов семьи? (родственники)
О них наш кроссворд:

  1. Сын моей матери. (Брат )
  2. Мой родитель. (Отец )
  3. Брат отца или матери. (Дядя )
  4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня. (Сестра )
  5. Та, что дала нам жизнь. (Мать )
  6. «Святая кровь» - мать мужа. (Свекровь )
  7. Мать жены. (Теща )
  8. Сын моего ребенка. (Внук )
  9. Мой наследник. (Сын )
  10. Сын моей сестры или брата. (Племянник )
  11. Отец мужа. (Свекр )

3. Моделирование ситуаций.

Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, традициями, атмосферой.

Какие основные типы семейных отношений вы уже знаете? Чем они отличаются друг от друга?

  • Диктат – подчинение, насилие, приказ.
  • Опека – ограждение от трудностей, излишняя, навязчивая забота.
  • «Невмешательство» - равнодушие, безразличие.
  • Сотрудничество – взаимопонимание, взаимопомощь, наличие общих целей и общих дел.

Как вы считаете, какой стиль семейных отношений наиболее предпочтительный? Почему?

Вспомните сказку «Репка». Назовите главного героя сказки. Перечислите членов его семьи. Как бы вы охарактеризовали семью этого героя? Хотели бы вы жить в этой семье? Почему? К какому типу относится семья из этой сказки?

Задание: распределив между собой роли, разыграть сказку, но с различными типами семейных отношений (диктат, опека, невмешательство).

Какая атмосфера, какой климат в таких семьях? (напряженный, неизбежны конфликты).

4. Игра «Строители».

Друзья, вы задумывались, почему так говорят: “Мой дом – моя крепость”?

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место – твоя семья, твой дом.

Придумайте как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом» (дом - это…моя крепость, семейный очаг; это здание, в котором живут люди; место, где меня всегда ждут; тихая пристань; территория для дружеских тусовок…)

Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

А дом заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветом - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.

О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

А как создать Тепло нашего Дома? Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать?

Предлагаю вам поиграть в «строителей». Мы всем коллективом будем “строить” наш дом, при этом приложим все усилия, чтобы в нашем доме было тепло, светло, уютно, комфортно.

Основа дома – это его фундамент. Что является фундаментом каждого дома, каждой семьи? С какого чувства начинается семья? Это чувство – любовь. Именно оно является основанием, фундаментом любой семьи.

Ребята, как вы понимаете слово Любовь?(примерные ответы детей… это когда понимаешь, прощаешь ошибки).

Любовь, понимание, взаимоприятие – залог семейного счастья.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!

На этот прочный фундамент мы возведем стены. Из какого материала? Перед вами на строительной площадке – кирпичи. Но это непростые кирпичи…(постепенно на макет дома прикрепляются кирпичи-слова).

Кирпич Дружбы”

Ребята, как вы понимаете слово Дружба? (примерные ответы детей…взаимопонимание, взаимопомощь, уважение). Вам предлагаются описания видов жилищ разных народов. Задача – определить их названия”.

  • Крестьянский дом в украинской или белорусской деревне. (хата )
  • Переносное жилище у кочевых народов. (кибитка )
  • Отдельная комната монаха в монастыре. (келья )
  • Кочевой шалаш у киргизского народа. (юрта )
  • Хижина из ветвей, кож, коры у индейцев Северной Америки. (вигвам )
  • Дворец и крепость феодала. (замок )
  • Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой, и т.д. (шалаш )
  • Крытое углубление в земле, вырытое для жилья, укрытия. (землянка )
  • Отдельное жилое помещение в доме с кухней, комнатами. (квартира )
  • Временное помещение из натянутой на остов ткани. (палатка )

Кирпич Улыбки”

У нас в гостях – передача “Устами младенца”.

  • Это обычно бывает в сказке, а иногда в жизни.
  • Так называют всё удивительное, необычное, волшебное.
  • Когда оно свершается, мы всегда восхищаемся, радуемся (чудо).
  • Она должна быть у каждого человека, но некоторые про неё забыли.
  • Она помогает стать настоящим человеком.
  • Когда ты неправильно поступаешь или зря кого-то обидел, она тебя мучает (совесть).
  • Если его нет, то и нет радости, без него не жизнь, а существование.
  • Его всегда желают друг другу, особенно в письмах.
  • Его не купишь ни за какие деньги (здоровье)
  • Каждый человек о нем мечтает, хочет, чтобы в жизни все было хорошо.
  • Но никто не знает, где его искать.
  • Есть сказочные птицы, которые его приносят (счастье).
  • Человек все несет к себе в дом, нужно ему или нет.
  • Он не любит дарить подарки, делиться конфетами.
  • И лучше у него ничего не просить, потому что все равно не даст (жадность).
  • Человека заставляют нести ответственность за свой нехороший поступок.
  • Взрослые говорят, что это помогает воспитывать правильно.
  • Человека чего-то лишают, не пускают гулять из-за плохого поступка (наказание).

Кирпич Мудрости”

Ребята, как вы понимаете слово Мудрость?(примерные ответы детей… ум, знание, опыт…).Наш мудрый народ сложил немало пословиц. Соедините части пословиц в одно целое:

  • В гостях хорошо,… а дома лучше.
  • Не нужен клад,… коли в семье лад.
  • Дом вести … не бородой трясти.
  • Семья вся вместе - … душа на месте.
  • Семейные нелады… доведут до беды.
  • В родной семье… и каша гуще.
  • Дружная семья… гору сдвинет.
  • Семья сильна,…когда над ней крыша одна.
  • Семья в куче –… не страшна и туча.
  • В хорошей семье –… хорошие дети растут.
  • Вся семья вместе,… так и душа на месте.
  • Русский человек…без семьи не живет.

Кирпич Понимания”

Понимать – значит, с полуслова или вовсе без слов знать, что чувствует и хочет сказать собеседник. Способов проверить это качество много.

Задание: каждый из вас должен изобразить фрагмент работы по дому, а остальные отгадывают. (Побелка потолка, оклеивание обоями стен, покраска оконных рам, мытье полов, посуды, стирка, глажение белья… – задания раздаются на карточках)

Стены мы достроили. Из каких кирпичиков мы их выстроили? Почему мы выбрали именно эти кирпичики? (ребята дают свои ответы). А чего, как вы думаете, не хватает нашему дому? (варианты ответов детей) Правильно, нашему дому не хватает крыши. Именно крыша спасает нас от непогоды, плохого настроения, вселяет в нас надежду, объединяет нас…

В древности жила удивительная семья. Она состояла из ста человек. Царили в ней лад, любовь, уважение. Слава об этой семье дошла до самого императора. И он посетил ее. Убедившись, что молва ни­чего не преувеличила, император спросил у главы семьи, как им удается жить в мире и согласии, никогда не ссо­рясь и не обижая друг друга. Старейшина взял бумажку и стал писать ответ. Он написал сто слов. Император бы­стро пробежал написанное глазами и с удивлением обна­ружил: на листке сто раз было написано одно и то же сло­во «терпение».

Итак, крыша нашего дома, семьи – терпение.

Ну что ж, наш дом построен. В каждой семье, в каждом доме существуют свои законы, благодаря которым создается доброжелательная атмосфера, теплый климат и уют. Это законы человечности. Объясните, как вы их понимаете. Согласны вы с ними?

Законы человечности

Обсуждение «Законов…».

Заключение

1. Подведение итогов

Плохо человеку, когда он один.
Горе одному, один не воин.
(В.Маяковский)

Подавляющее большинство людей согласятся с В.В. Маяковским. Действительно, для преодоления одиночества люди вступают не в партии, а создают семьи. Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

Мог ли человек в древние времена прожить один? Зачем ему была нужна семья?

И в сегодняшнем цивилизованном мире, хотя нет необходимости поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких животных или вручную обрабатывать землю, люди все равно стремятся держаться вместе, уживаться с друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности. Человека без семьи трудно считать вполне счастливым. Что же такое семья? (семья – это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве)

Проблемы уходят и приходят, меняются времена, меняются люди, меняются президенты, правительства, и даже цены. Неизменными остаются лишь – семья, взаимопонимание, чувства, любовь. Когда по-настоящему любишь, то хочется буквально все делать для любимых: достать с неба звезду, идти на край света, сочинять стихи. (Звучит фонограмма песни «Погода в доме»)

Семья - высшая ценность нашего общества. В ней формируются идеалы, обычаи, традиции общества, создаются моральные ценности: доброта, верность, любовь.

Все начинается с семьи.
Призывный крик ребенка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы...
Все начинается с семьи.
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность жизни видеть –
Все начинается с семьи.

2. Рефлексия

  • В чем секрет счастливой семьи?
  • От чего зависит благоприятный климат семьи?
  • Что вам показалось полезным для своего будущего?

3. Цветочная клумба. Семейный портрет

Вокруг любого дома, где живут дружные, любящие друг друга люди, растут цветы.

Давайте и мы посадим свою клумбу у стен нашего дома (цветы с пиктограммами эмоций)

После проделанной сообща работы принято фотографироваться, делать портрет всей семьи. Предлагаю и нам с вами последовать этой доброй, прекрасной традиции.

Тема: «Моя семья»

Цель . Формирование чувства принадлежности к своей семье; творческое самовыражение.

Задачи: продолжать формировать позитивную картину мира и понятия «семья». Осознание роли семьи.

Ход занятия:

Приветствие.

Воспитанники произносят слово «привет» с разной интонацией. Если кто - то затрудняется выбрать определенную интонацию, то ее называет педагог. Надо следить за тем, чтобы последняя интонация была положительной.

Педагог: «Здравствуйте! На прошлом занятии мы с вами говорили о том, для чего человеку нужна его семья, и сегодня я хочу предложить вам продолжить эту тему. Давайте сыграем с вами в игру».

Игра «Верно – неверно!»:

Педагог: «Я буду говорить вам какие-то фразы, а вы, если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны, сидите тихонечко.

– Семья – это все мои друзья и знакомые.

– Семья – это я.

– Мои родители могут быть младше меня.

– Бабушка – это мама моей мамы.

– Дедушка – это папа моего папы.

– Семья – это люди, которые любят друг друга.

– Бабушка и дедушка – это мои родители.

– Я – дочь мамы и папы.

– Всем людям нужна семья.

Педагог: «Сегодня мы и будем рисовать свою семью». Дети рисуют три рисунка: «Моя семья», «Моя семья в образах животных», «Моя семья в образах сказочных героев». Во время рисования можно включить спокойную музыку. После того как рисунки будут готовы, дети рассказывают о них.

Беседа «Что значит любить родителей?»:

Почему важно в семье любить друг друга?

Как выразить свою любовь к родителям?

Как научиться не огорчать близких?

Как вести себя, когда провинился?

Как научиться понимать настроение родителей?

Как повысить настроение папе, маме?

Как помочь маме вести домашнее хозяйство?

Какие семейные праздники сплотят семью?

Как мужчины в семье могут устроить настоящий праздник для мамы с сестренкой?

Как проявить особое внимание к маме, чтобы она почувствовала внимание и заботу сына?

Как вы считаете, со всеми ли домашними делами может справиться настоящий мужчина, хозяин?

Итог занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Моя семья»

Цель . Формирование чувства принадлежности к своей семье; творческое самовыражение.

Задачи: продолжать формировать позитивную картину мира и понятия «семья». Осознание роли семьи.

Ход занятия:

Приветствие.

Воспитанники произносят слово «привет» с разной интонацией. Если кто - то затрудняется выбрать определенную интонацию, то ее называет педагог. Надо следить за тем, чтобы последняя интонация была положительной.

Педагог: «Здравствуйте! На прошлом занятии мы с вами говорили о том, для чего человеку нужна его семья, и сегодня я хочу предложить вам продолжить эту тему. Давайте сыграем с вами в игру».

Игра «Верно – неверно!»:

Педагог: «Я буду говорить вам какие-то фразы, а вы, если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны, сидите тихонечко.

– Семья – это все мои друзья и знакомые.

– Семья – это я.

– Мои родители могут быть младше меня.

– Бабушка – это мама моей мамы.

– Дедушка – это папа моего папы.

– Семья – это люди, которые любят друг друга.

– Бабушка и дедушка – это мои родители.

– Я – дочь мамы и папы.

– Всем людям нужна семья.

Педагог: «Сегодня мы и будем рисовать свою семью». Дети рисуют три рисунка: «Моя семья», «Моя семья в образах животных», «Моя семья в образах сказочных героев». Во время рисования можно включить спокойную музыку. После того как рисунки будут готовы, дети рассказывают о них.

Беседа «Что значит любить родителей?»:

Почему важно в семье любить друг друга?

Как выразить свою любовь к родителям?

Как научиться не огорчать близких?

Как вести себя, когда провинился?

Как научиться понимать настроение родителей?

Как повысить настроение папе, маме?

Как помочь маме вести домашнее хозяйство?

Какие семейные праздники сплотят семью?

Как мужчины в семье могут устроить настоящий праздник для мамы с сестренкой?

Как проявить особое внимание к маме, чтобы она почувствовала внимание и заботу сына?

Как вы считаете, со всеми ли домашними делами может справиться настоящий мужчина, хозяин?

Итог занятия.


Тема занятия: «Моя семья – моё богатство».

Цель: Расширить представление о семье, семейных традициях, о важности и роли семьи в жизни человека.

Задачи:

1.Раскрыть понятия «родительский дом» и «счастливая семья», выявить их особенности.

2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения у ребят, проявления активности. Способствовать сплочению и развитию коллектива.

3. Воспитывать уважение к дому, в котором живешь, членам своей семьи, людям старшего поколения.

Оборудование: Магнитофон с записью песен «Родительский дом», видеоролик, карточки для выполнения заданий; карточки с заданиями; пословицы, загадки, памятка для детей.

Ход занятия.

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Воспитатель: Сегодня мы собрались поговорить на очень интересную и важную тему для каждого из нас, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и сохранять прекрасное настроение.

2. Определение темы занятия.

Вы, должны догадаться, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии?

Звучит музыка «Родительский Дом». Видеоролик.

Ответы детей

Слайд 1:

Воспитатель: Правильно ребята тема нашего занятия «Моя семья – моё богатство». Мы постараемся определить что такое « Родительский дом», что такое семья, выяснить какая семья самая счастливая. И в течение нашей занятии мы с вами будем работать, и выполнять задания.

А как вы считаете, почему в песне поётся

«Родительский дом– начало начал?»

Ты в жизни моей, надёжный причал.

Родительский дом! Пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

Ответы детей (мнения ребят).

Воспитатель: Это дом где ты родился, сделал первые шаги, сказал первое слово. Что может быть важнее уютного дома, там, где тебя всегда поймут, там, где надеются и ждут, где ты забудешь о плохом, это твой дом.

Вы часто употребляете слова «Мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат дядя, тетя» А кто это?

Ответы детей (члены семьи)

Совершенно верно. Каждая семья живет в своем доме. А как вы думаете нас можно назвать семьей?

Ответы детей (мнения детей).

Конечно, мы не родственники, и мы тоже семья. Мы вместе живем, отдыхаем, отмечаем вместе праздники, радуемся победам, огорчаемся из-за неудач. Как же построить такой дом «счастья»? С чего начать?

Слайд 2 : Определите понятия «Устами младенца»

Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. (семья )

–Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле (мама)

– Место, где все собираются вместе. (дом)

Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его всё равно любят. (ребенок)

– В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение (семейные традиции)

Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (бабушка)

Ребята, как вы понимаете, что такое семья?

Слайд 3: Ребята дают свои варианты. Что такое семья?

Семья.

Воспитатель: Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Ученик читается стихотворение о семье

Слайд 4:

Семья

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Воспитатель: О чем говориться в этом стихотворении?

Ответы детей

Скажите, для чего человек нужна семья. Выполните задание

Слайд 5 Задание : Выберите слова, характеризующие семью

Учит любви,

Ответственности,

Заботе и уважению старших

Вера в необходимости семьи

Утверждение в ненужности

Для одиночества

Для счастья

Обуза

Воспитатель: Я хочу прочитать вам одну легенду.

Воспитатель вывешивает эти качества на доске.

Слайд 6: Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению, вере в необходимости, где тебя ждут и любят

С чего начинается семья ?

С Дома

В группах на листочках напишите, что значит для вас Дом?

Слайд 7 Место, где тебя ждут. Дом

Задание: На кирпичиках напишите, что значит для вас Дом

Дом – это очаг

Дом - это крепость

Дом – это уют

Дом – это тепло

Дом – это любовь

Слайд 8 Про дом и семью в народе сложено много пословиц и поговорок

Слайд 9

Задание : Найдите вторую половинку пословицы.

Дом без хозяйки - сирота

Дом вести - не бородой трясти

Семейный горшок – всегда кипит

В гостях хорошо, а дома лучше

Слайд 10

Счастлив тот, кто у себя дома

Вся семья вместе, так и душа на месте

Не нужен и клад, коли в семье лад

Согласную семью и горе не берет

Слайд 11

Состав семьи. Родственники

Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Слайд 12

Кого мы считаем близкими и дальними родственниками

Воспитатель: На карточках пишут: одна семья « Близких родственников», другая «Дальних родственников».

Задание: Назовите близких и дальних родственников

Близкие родственники: Дальние родственники

Мама тетя

Папа дядя

Брат двоюродный брат

Сестра двоюродная сестра

Дедушка прабабушка

Бабашка прадедушка

Слайд 13

Задание: Подобрать определение

Сестра папы дедушка

Мать мамы тетя

Отец папы прабабушка

Брат мамы бабушка

Бабушка мамы дядя

Сын брата папы племя

Слайд 14

Познакомимся с составом семей учащихся

Встаньте, у кого многодетная семья.

Встаньте, у кого есть бабушки и дедушки?

У кого есть двоюродные братья и сестры

У кого есть старшие братья и сестры?

Задание: Назовите фамилии, имена своих бабушек, дедушек.

Слайд 15

Самый главный человек в семье, это мама выполните задание

Задание : Напишите 5 ласковых слов о маме:

Добрая, ласковая, нежная, заботливая.

Семейные отношения

Какая семья обходится без ссор и конфликтов? Все конфликты и ссоры в семье происходят между родителями и детьми

Слайд 16

Задание: Как поступят родители (разыграть сценку)

Сын поздно пришел домой, как его встретили родители.

Спросить (Почему так долг гулял?)

Кричать (Опять пришел поздно?)

Допрашивать (Где ты был?)

По беседовать (Ты знаешь, что поздно гулять опасно)

Ребята делают анализ увиденного. С чем согласны или не согласны.

Слайд 17

Какими бы вы хотели видеть идеальными родителей и детей.

Задание: Продолжи предложение

Если б я был идеальным родителем я бы был:

Внимательным, добрым, щедрым,

Если б я был идеальным ребёнком , я бы был:

Послушным, внимательным, хорошо учился

Слайд 18

Семейные праздники и традиция еще больше сплачивают семью?

Какие семейные праздники вы знаете?

Ответы детей

Семейные традиции и праздники

Задание: Назовите семейные праздники

Новый год

Дни рождения

Пасха

Рождество

Походы на природу

Рыбалка

Рассказы детей о своих семейных праздниках

Слайд 19 Новый год

Слайд 20 Рождество

Слайд 2 1 Пасха

Слайд 22 День рождения

Слайд 23 Русская традиция

На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой.

Что символизировал этот новогодний обычай?

Это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться.

Жизненные ситуации

Семья тогда будет сплоченной, когда многие вопросы, особенно бюджет семьи рассматривается сообща. Выбрать вариант и объяснить на что потратит семья деньги

Слайд 24

Задание: Рассмотреть жизненную ситуацию и объясните свой выбор?

Папа получил премию (50 тыс. руб.)

Шубу маме

Сыну велосипед

Операцию для бабушки

Слайд 25

Мама получила отпускные (60 тыс. руб.)

На что потратит семья премию, если нужно купить:

  • Путевку в санаторий для дедушки .
  • Компьютер для сына,
  • Сапоги для дочери

Ребята выбирают, что деньги нужно потратить на операцию для бабушки, и путевку в санаторий для дедушки, так как здоровье важнее всего, особенно у старшего поколения.

Слайд 26

«Заповеди семейной жизни»

  • Свято храни честь своей семьи.
  • Люби свою семью и делай ее лучше.
  • Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.
  • Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам.
  • Подари родителям радость.
  • Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.
  • Доброе дело – дороже богатства.
  • Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

Семья – главное в жизни человека

Слайд 27

Рефлексия

Занятие мне…

Я узнал для себя …

Слайд 28

Вывод

Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех - свои. И если человек, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь , он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки – семья. Любите и берегите свою семью и тогда будете счастливы.

Я предлагаю вам поиграть в «Строителей». Для этого нужно распределиться на 4 бригады (ребята распределяются).

При строительстве дома необходимо соблюдать ряд требований:

Начало и конец работы по команде.

Согласие и несогласие движением руки.

Правила понятны?

(распределяем между «бригадами» задания; «бригады» выбирают своего прораба).

Задание для 1 бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом».

- «Дом» – это… .

Задание для 2 бригады: написать слова, которые ассоциируются со словом «Семья». «Семья – это… .

Задание для 3 бригады: записать на «кирпичиках» несколько этических понятий, которые вы можете предложить для крепости семейных отношений.

Задание для 4 бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

(на подготовку 5 - 10 минут)

Все бригады готовы, осталось только построить дом.

- Строительство дома начинается с фундамента.

I бригада

«Прораб» зачитывает ответы: Дом – это… (крепость, очаг, начало начал, кров, причал).

Молодцы, фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома.

II бригада

«Прораб» зачитывает ответы: Семья – это… (мама, папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя, другие родственники).

- Молодцы, строительство стен в доме завершено. Осталось покрыть дом крышей.

Что нужно для крепости семейных отношений? Об этом нам расскажет «прораб» III бригады.

III бригада.

«Прораб» зачитывает ответы: понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.

IV бригада расскажет нам «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

Можно быть : быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью.

Нельзя : огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся.

- Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.

3. Работа по теме.

- Так что же такое семья? (дети высказывают мнения)

«Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ».

«Семья – это родные друг другу люди».

«Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы».

- Из толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой

«Семья – группа живущих вместе близких родственников».

Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудные минуты – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надёжные друзья. В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали: «Что хорошо»? «Что плохо»? «Что можно»? «Что нельзя»?, приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные.

А как вы считаете, а какая должна быть семья? (мнение ребят), (в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботятся друг о друге, помогают).

« Как появилась дружная семья».

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (Понимание, Любовь, Уважение, Доверие, Доброта, Забота, Помощь, Дружба)

- Совершенно верно, семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании. Всё это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности. Это общие интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только приобрести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока.

- Хорошо, когда семья большая, однако, семья может быть и маленькая: например, мама и сын, мама и дочь. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.

Хотелось ли вам жить в счастливой семье? Почему? (высказывания детей).

Выберите слова, которые «живут» в такой семье? (раздать карточки со словами)

уют , спокойствие , вражда, здоровье, болезнь, любовь , ненависть, чистота, добро , счастье , ссора, дружба , согласие , грубость).

4.Творческая работа.

А сейчас я хочу попросить вас, чтобы вы нарисовали свою семью. Дети рисуют на тему «Моя семья». (рисунки затем можно использовать как основу рисунка-теста).

Недаром существует множество народных пословиц о доме и семье.

Дети называют известные им пословицы и поговорки о семье.

Семья в куче - не страшны и тучи.

На что и клад - коли в доме лад.

Когда семья вместе - так и душа на месте.

В семье и каша гуще.

Один в поле не воин.

Хорошо в гостях, а дома лучше.

Дома и стены помогают.

Мой дом - моя крепость.

Отлично! Теперь закончите пословицу о семье:

Где любовь да совет, там и горя … (нет)

Где мир и лад, не нужен и … (клад)

Лучший клад, когда в семье … (лад)

В семье разлад, так и дому … (не рад)

Доброе братство лучше … (богатства)

Вся семья вместе, … (так и душа на месте)

Ребята на столе стоит сосуд, и коробочки с большими камушками, мелкими камушками и песком, сейчас я расскажу вам притчу, и мы попробуем его наполнить.

Как – то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили что полон. Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь.

Они снова подтвердили – факт, полон.

И наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок конечно же заполнил последние промежутки в сосуде.

« Теперь» - обратился мудрец к ученикам, - « я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши родители, дети – те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша работа, квартира, ваш дом или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется.

Поэтому обращайте внимание, прежде всего на важные вещи, находите время для ваших близких, и родных, следите за своим здоровьем. У вас останется еще достаточно времени для учебы, работы и всего остального. Следите за вашими большими камнями - только они имеют цену, все остальное – лишь песок».

5. Итог урока

- Наше занятие подходит к концу и мне бы хотелось узнать ваше мнение:

Интересно вам было строить дом?

Работать в строительной бригаде?

Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами?

Правильно ли мы наполнили сосуд?

Что на свете всего дороже? (Семья).

Без чего не может быть она? (Без папы, мамы и меня).

А чем же скреплена она? (Любовью, заботой и теплом).

Пусть всё это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

Великое чудо семья!

Нет в жизни важнее цели!

Храните её! Берегите!

Звучит мелодия песни: ребята давайте мы все вместе споем знакомую нам песню

ДОМ

Мимо текла, текла река,

Плыли куда-то облака,

Шел человек,

И нелегка была дорога.

А человек мечтал о том,

Что он построит где-то дом,

И поселится счастье с ним

В доме одном.


Это не стены, не окно,

Даже не стулья за столом -
Это не дом, это не дом.

Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом -
Это твой дом.

Если, бывало, он сдавал,

То неизменно напевал

Песню любимую свою,

Что вам поем мы.

Дом – это там, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Яростным, добрым, нежным, злым,

Еле живым.

ПРИПЕВ Дом, как известно всем давно –
Это не стены, не окно,

Даже не стулья за столом -
Это не дом, это не дом.
Дом – это там, где нас поймут,

Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом -
Это твой дом.

Всем большое спасибо за активную работу.

Классный час «Дерево держится корнями, а человек семьей»

Цель: формирование представлений о жизненном идеале семьи; понятий о семейном воспитании и семейных ценностях.

Задачи: прививать навыки осмысления семейных ценностей, развить интерес к родословной своей семьи, к пониманию родных и близких людей и уважительного отношения к ним, вспомнить термины родственных связей.

Форма проведения. Круглый стол в 8-9 классах

Оформление:

1. Выставка нарисованных учащимися генеалогических древ.

2. Раздаточный материал (карточки с названиями семейных ценностей, пословицы, памятки)

Ход классного часа:


  • Сегодня мы проводим с вами классный час под названием «
    «Дерево держится корнями, а человек семьей». Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

  • Есть одна очень интересная легенда о семье:


В давние времена жила большая дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва об этой семье долетела до правителя этой страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: “Как вам удается жить, никогда не ссорясь?” Тот взял бумагу и написал на ней что-то. Ответ очень удивил правителя: там было написано слово “понимание”!


  • А как вы думаете, что такое семья и каковы ее основные принципы? Давайте попробуем смоделировать счастливую семью, работая в группах.


^ Задание группам: У вас на столах лежат карточки со словами: терпение, трудолюбие, любовь, взаимопонимание, верность, доброта, дети, ответственность, забота, честность, семейные традиции, дружба, прощение, долг, материальный достаток, уважение, самопожертвование, порядочность. Постройте, пожалуйста, из этих карточек счастливый семейный дом, определив, что пойдет в фундамент, что может стать стенами и крышей будущего семейного дома.


  • Итак, что же у вас получилось? Как вы считаете, какие принципы должны быть в основе всего, фундаментом семьи? (сообщения учащихся)

  • Что является стенами вашего дома? (сообщения учащихся)

  • Русская пословица гласит: «Семья сильна, когда над ней крыша одна». Какие же принципы вы оставили на крышу вашего счастливого дома? (сообщения учащихся)

  • Ребята, вы замечательно справились с заданием. Хотя моделировать на бумаге намного проще, чем создавать счастливую семью в реальной жизни. В 16 веке в России даже распространилась любопытная книга “Домострой”. В ней давались поучения и наставления мужу, жене, детям. Там шла речь о самом главном - об ответственности супругов друг за друга, за детей, за престарелых родителей, за духовное, нравственное и материальное благосостояние семьи. Что ценно в семье, без чего семья не может существовать, что для человека семья – об этом говорят и многие русские пословицы.


^ Задание группам: Проверим, знаете ли вы пословицы о семье? У вас на столах лежат карточки с частями пословиц. Ваша задача – соединить разрезанные половинки, так чтобы получилась пословица.

(обсуждение пословиц)


  1. Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.

  2. В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

  3. Намёки да попрёки - семейные пороки.

  4. Не прячь свои неудачи от родителей.

  5. Согласие в семье - богатство.

  6. Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

  • Помните легенду о большой семье, где царило понимание? Было в старину еще одно правило. Все нити управления в семье сосредотачивались в руках одного человека - отца. Подчинение ему было беспрекословным. Отец кормил семью и отвечал за ее благополучие. Мать воспитывала детей и вела домашнее хозяйство. Недаром существует пословица “хозяйка и кошка в избе, хозяин и собака во дворе”. Конечно, от прошлого можно отмахнуться. Это ведь так просто! Но оно всегда рядом. Исследования ученых показывают, что наши предки непосредственно влияют на наше физическое развитие. К сожалению, теперь сведения о предках у всех скупы. А в старину было не так. Прежде, чем женить сына или выдать замуж дочь, люди узнавали о будущих родственниках до пятого колена! Незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. Итак, обратимся к генеалогии. Кто знает, что означает это слово?

  • В переводе с греческого оно означает
    “родословная”, т.е. наука, занимающаяся поиском предков людей. Родословной во все времена и во всех странах придавалось большое значение.


Фамильная честь, интерес к своему роду - все это ветви большого дерева, имя которому патриотизм. Нельзя жить и не помнить родства. Давайте проверим, до какого колена знают своих родственников в ваших семьях, (учащиеся представляют свои генеалогические древа, подготовленные заранее).


  • – Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.

    Задам сейчас задачу я.
    Послушай, вот моя семья:
    Дедуля, бабушка и брат.
    У нас порядок в доме, лад.
    И чистота, а почему?
    Две мамы есть у нас в дому,
    Два папы, два сыночка,
    Сестра, невестка, дочка,
    А самый младший – я,
    Какая же у нас семья?

    (Ответ: 6 человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).


  • Благодаря этому стихотворению, мы с вами коснулись очень интересной темы родственных отношений. Каждый из нас, только родившись, оказывается в этом хитросплетении родственных отношений. У ребёнка может ещё не быть имени, но он уже чей-то сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра, племянник или племянница и даже может оказаться кому-то уже дядей и тётей.
    Вопросы учащимся:

    1.Вопрос: Кто такие бабушка и дедушка?
    (Ответ: родители мамы или папы).

    2.Вопрос: Как зовут сестру мамы или папы?
    (Ответ: тётя).

    3.Вопрос: А кто такой дядя?
    (Ответ: брат мамы, папы).

    4.Вопрос: Объясните, кто такие внук, внучка, племянник, племянница?
    (сын сына или дочери; дочь сына или дочери; сын сестры или брата; дочь сестры или брата)


5.Вопрос: А есть ли среди учеников нашего класса дяди и тёти?

6.Вопрос: Может ли так быть, что дядя и племянница одновременно учатся в одном классе?

7.Вопрос: Свекровь и свёкор. Кто это?
(Ответ: родители мужа)

8.Вопрос: Тесть и тёща. Кто это?
(Ответ: родители жены)

9.Вопрос: Кто такой шурин? свояченица?
(Ответ: брат жены и сестра жены)

10.Вопрос: А как называют брата мужа? сестру мужа?
(Ответ: деверь и золовка)

11.Вопрос: Кто такие свояки?
(Ответ: мужья сестёр)

12.Вопрос: Кто такие невестки?
(Ответ: жёны братьев)

13.Вопрос: Кого называют зятем?
(Ответ: мужа дочки, сестры или золовки)

14.Вопрос: К вам пришли невестка и сноха. Кто это?
(Ответ: это одно и то же лицо, поскольку женщина может быть снохой только для свёкра, остальной родне она невестка)


  • Мы сегодня вам вручаем вот такую памятку, на которой названы родственные отношения. Но особенно обращаем внимание на слова Сократа
    «К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе».

  • Что вы почерпнули для себя из нашего сегодняшнего разговора?

  • Давайте еще раз назовем ценности, которые лежат в основе хорошей семьи (ребята называют – учитель прикрепляет на доску карточки с названием ценностей).

  • Мы должны помнить, что сердце человека - сад, в котором при правильном обращении прорастает любовь, но в нем также легко укореняются и очень быстро разрастаются человеческие пороки. Чтобы ни происходило в обществе, семья создает среду и условия. И какие ценности мы проповедуем сейчас, то и прорастет в нашей семье. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели» и «В хорошей семье хорошие дети растут».


Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло, солнечно и уютно.

Всем спасибо!


Анна Никонова
Конспект психологического занятия «Семья и семейные ценности».

Конспект психологического занятия

«Семья и семейные ценности».

Пояснительная записк а.

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи.

Семейные ценности являются ценностями-нормами и выступают как идеальная основа ориентации, идеальные критерии, на базе которых оценивается действительность и совершается выбор поступка, действия (И. Ф. Дементьева, О. Г. Дробницкий, О. В. Дыбина, Н. Н. Никитина, Н. С. Розов).

Идеальная семья немыслима без любви. Любовь - это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы, то, что подвигает человека к безрассудно - героическим поступкам. "Я люблю, и значит, я живу…" (В. Высоцкий)

Данное занятие разработано для учащихся начальной школы, с целью помочь детям осознать, что семья – это люди, связанные чувством любви и ответственности друг за друга.

Создание комфортной ситуации для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

Занятие построено по следующему плану:

1. Ритуал приветствия.

2. Принятие правил работы группы.

3. Настрой на работу.

4. Работа по теме.

5. Получение обратной связи.

6. Ритуал окончания занятия.

Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».

Задачи:

1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.

2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

3. Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус.

4. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Возраст детей: 7-10 лет

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, листы с правилами работы в группе, карточки со словами пословиц в конвертиках, слайдовая презентация.

Ход занятия.

Ритуал приветствия.

Цель: Познакомить участников друг с другом, создание положительного эмоционального фона.

Техника проведения:

1. Каждый участник называет себя по имени и говорит о себе несколько слов. Он может назвать свой девиз или главное свое качество (достоинство, особенность, увлечения и др.)

2. Ставится задача – назвать, “передавая задание по кругу”, как можно больше вариантов имени каждого (по очереди).

Инструкция:

“Сейчас каждый из вас представится группе (назовет себя по имени) и скажет о себе несколько слов. Вы можете назвать свой девиз или главное свое качество (достоинство, особенность, увлечения и др.). Затем, когда все назовут свои имена, необходимо, “передавая задание по кругу”, назвать как можно больше вариантов имени каждого (по очереди)”.

1. Каждый рассказывает группе о том, что он чувствовал, когда его называли другие.

2. С каким цветом ассоциируется у вас настроение в группе?

2. Упражнение “Наши правила”

Материал: листы с основными правилами работы.

Инструкция:

“При общении важно соблюдать правила. Всегда есть тот, кто говорит и тот, кто слушает. Есть правила, которые наиболее важны при групповой работе и взаимодействии. Что для вас важно? Давайте познакомимся с нашими правилами работы в группе”.

1. Называть друг друга по имени.

2. Уважать говорящего, уметь слушать, иметь право быть услышанным.

3. Говорить о том, что думаешь и чувствуешь здесь и сейчас - по ходу общения в группе.

4. Говорить от своего имени (“я считаю. ”, “я думаю. ”).

5 Активно участвовать в происходящем.

3. Упражнение “Ассоциации ”.

Цель: активизировать творческую активность учащихся, настроить на работу по теме занятия.

Выстраивание ассоциативного ряда со словом «семья».

На доске - слово «семья». Учащиеся произносят слова, отражающие ассоциации с этим словом (мама, папа, обед, телевизор, забота, любовь и т. д.).

Инструкция:

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «семья»?

1. Какой образ подскажет ваше воображение?

2. Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом?

3. На что “похожа” ваша семья?

Работа по теме.

А как вы считаете, для чего человеку семья? (в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботятся друг о друге, помогают).

«Как появилась дружная семья».

Давным–давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

«Народная мудрость гласит»

До начала XX века в семье жили вместе несколько поколений (не случайно слово такое образовалось: «семь» и «я»). Семья включала дедушек, бабушек, маму, папу, детей, внуков, правнуков. Жили дружно, всегда друг другу помогали. Одни хозяйством занимались, другие в поле трудились, старшие братья и сестры присматривали за младшими. Жили весело, уважали старость, молодых оберегали. Семьи были большими и крепкими.

Пословицы и поговорки подтверждают то, что на Руси семья была дружной. Давайте их вместе вспомним. Например: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Не нужен клад, когда в семье лад».

Упражнение «Атомы».

Цель: сплочение классного коллектива, разделение на группы.

Представите, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения.

Инструкция:

Сейчас вы начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову.

Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Затем молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т. п.

Работа в группах.

Инструкция: каждой группе необходимо из набора слов составить пословицу.

Пословицы:

Семья в куче – не страшна и туча.

В семье - и каша гуще.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Дети не в тягость, а в радость.

Беседа.

Цель: сформировать у учащихся представление о семье, помочь в осознании межличностных взаимоотношений в их собственных семьях.

Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете? (родители, мама и папа).

Почему мама и папа ближе всех на свете? Расскажите, какие же они, ваши мамы? Что делает мама для своих детей?

Мама. Она всегда тревожится и заботится о своих детях. В каком бы настроении она не была, как бы ни устала, мама всегда вас накормит, напоит, выслушает, приласкает. Даст вам добрый совет. Не так ли?

Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательна и заботлива с вами в эти дни мама! Дает вам лекарство. Ставит горчичники и градусник. И шепчет – говорит вам такие добрые – ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит.

А сколько всяких разных дел мамы успевают сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? (папы)

–Папы – умные, добрые, сильные. Про все на свете знают. Они могут многому научить, что-то подсказать.

Не огорчайте своих мам и пап, берегите их.

– Каждый из вас обязан своим рождением маме и папе, а они, в свою очередь, появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. В каждой семье есть старшее поколение. Они прожили гораздо дольше вас и ваших родителей, больше видели и знают.

Поднимите руки, у кого есть бабушка и дедушка. Как часто вы их видите? Как общаетесь? (ответы учащихся)

Да. Старших членов своей семьи – бабушек и дедушек, а может и прабабушек и прадедушек, надо любить и уважать, относиться к ним с почтением, не огорчать, заботиться о них. Ведь они очень любят своих внуков.

Задание: продолжи мысл ь.

Мама и папа для меня самые…

Я доверяю свои тайны…

Я люблю бабушку за то…

Свою семью я считаю…

Родным я хочу пожелать…

Упражнение “Рисунок семьи”.

Цель: развитие творческих способностей,

Инструкция:

А сейчас я хочу попросить вас, чтобы вы нарисовали свою семью. Дети рисуют на тему «Моя семья». (Рисунки затем можно использовать как основу рисунка-теста).

Упражнение “Барометр настроения ”.

Цель: подвести итог занятия, получить обратную связь.

Инструкция: Участникам предлагается показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются другу друга, хорошее – руки разведены в стороны.

Ритуал окончания занятия.

Упражнение “Доброе тепло»

Цель: способствовать сплочению группы, завершение занятия на теплой дружеской ноте.

Инструкция:

Встаньте в круг, возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет тепло, то есть я легонько пожму соседу справа руку, он следующему и так по кругу. Давайте попробуем. Теперь с закрытыми глазами.

Я чувствую, что тепла стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своего тепла. Пусть же оно вас не покидает и греет. До свидания!

Конспект занятия по граждановедению

Тема : «Семья. Члены семьи, их обязанности»

Цель: закрепить знания детей о родственных связях, обязанностях членов семьи

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания об основах семейных взаимоотношений.

Познакомить с понятиями «род», «родственники», «родовое дерево».

Научить распределять домашние обязанности.

Коррекционные:

Коррекция мышления через игры и игровые упражнения

Воспитательные

Воспитывать заботливое, бережное отношение к членам семьи.

Прививать уважительное отношение к старшим.

Пополнять активный словарный запас детей.

Оборудование:

Презентация семьи, членов семьи;

Предметные картинки-символы занятий членов семьи (книги, компьютер, газета, кукла, магнитофон и др.)

Карточки, на которых записаны члены семьи и их обязанности;

Рассказы о семье, записанные на отдельных полосках на каждого ученика;

Изображение родового дерева на каждого ученика;

Сердечки с вписанными в них именами родных;

Клеевые карандаши;

Мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент: приветствие, настрой на занятие

2. Введение в тему

Посмотрите на картинку («Семья» слайд на презентации).

Кто на ней нарисован? (мама, папа, дети)

Как назвать одним словом? (семья)

Это слово имеет тайну. Его можно разделить на два: СЕМЬ Я.

Семеро таких, как я. Папа, мама, сестра или брат, бабушка и дедушка – самые близкие люди.

Число 7 неделимо. Слово «семья» означает единение и неделимость.

Семья создается родителями. От их любви и согласия семья становится крепкой. В ней воцаряется мир. В одной семье все чем-то похожи друг на друга. Если не лицом, то голосом, походкой или привычками, схожестью характеров, общими увлечениями и занятиями.

3. Основная часть

Давайте составим рассказы о ваших семьях. Возьмите конверты, достаньте полоски с предложениями, составьте из них рассказы.

Составляются рассказы о семье. Индивидуальная работа. Рассказы зачитываются детьми.

Например:

МОЯ СЕМЬЯ.

У меня большая семья.

Моего папу зовут Александр Алексеевич.

Мою маму зовут Наталия Николаевна.

Мою сестру зовут Света.

Еще у меня есть бабушка.

Ее зовут Мария Петровна.

У нас дружная и крепкая семья.

А чем любят заниматься ваши родные?

Возьмите маленькие конверты, в них картинки с изображениями различных предметов, которые символизируют занятия членов вашей семьи.

2-3 воспитанника рассказывают о любимых занятиях членов своей семьи.

Давайте еще раз обратимся к картинке, с которой мы начали наш урок.

Чем занята семья на этой картинке? (отдыхает)

А может семья существовать, если все будут только отдыхать? (нет)

Что еще должны делать члены семьи? (члены семьи должны трудиться)

Правильно, семья должна трудиться.

Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Кто это делает в вашей семье?»

Игра с мячом

Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ученику, обращаясь к нему с вопросом: «Кто в вашей семье…?»

Вопросы: - ходит на работу;

Зарабатывает деньги;

Готовит пищу;

Убирает;

Моет посуду;

Стирает;

Гладит;

Ходит в магазин за покупками;

Учит уроки;

Проверяет уроки;

Вытирает пыль;

Выносит мусор;

Делает ремонт

Кто же больше всех трудится в семье? (мама)

Давайте справедливо распределим обязанности между членами семьи.

Проводится игра «Наши обязанности». Детям выдаются карточки, на которых написаны домашние обязанности, на доске помещаются карточки, на которых написаны члены семьи. В ходе игры все обязанности по дому поровну распределяются между членами семьи.

Игра «Наши обязанности»

мама

папа


Зарабатывает деньги

Зарабатывает деньги


Убирает

Убирает


Ухаживает за детьми

Делает ремонт


Готовит пищу

Гладит белье


Стирает


дочь

сын


Помогает убирать

Помогает убирать


Моет посуду

Выносит мусор


Вытирает пыль

Ходит в магазин


Вернемся к нашей картинке. (слайд на презентации)Кого не нарисовал художник? (дедушку и бабушку)

Дедушки и бабушки – это ваши родственники, члены вашей семьи.

Папа, мама, брат, сестра, дедушка и бабушка – это РОДСТВЕННИКИ, РОДНЯ, РОДНЫЕ.

А что же обозначает это слово « РОД»?

Сравним его с деревом. Как много у дерева ветвей, как много листьев. Но все они от одного ствола, из общего корня. Вместе они – одно дерево.

Так и у родственников. Они произошли от одного предка, который жил очень давно. Ты и твои родственники – один род.

Сейчас каждый из вас составит родовое дерево своей семьи.

Воспитатель объясняет задание: на картинку родового дерева наклеиваются сердечки, в которые вписаны имена родных, каждое на отведенное для него место.

Составление родового дерева


Получившиеся родовые деревья выставляются на доску.

Подводится итог.

4.Вывод по занятию

О чем говорили на занятии? (о семье)

Кого можно назвать семьей? (маму, папу и детей)

Семья – это чужие люди или родственники? (родственники)

Как нужно относиться к членам своей семьи? (любить и заботиться друг о друге)

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты внук,

За то, что ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож…

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

(В. Берестов)

Любите, берегите и дорожите своей семьей – вашей опорой в этой жизни.

Загрузка...