Dom2stars - Женский портал

Спокойствие ребенка. Как сохранить душевное спокойствие ребенка

В современном обществе много внимания уделяется теме правильного воспитания и особенно глубоко психологи изучают вопрос, можно ли кричать на детей. Несмотря на призывы к демократичному, уважительному отношению к малышам, взрослые кричат на детей дома, на детской площадке, в магазине. Хорошо, если подобные срывы единичны. Но довольно часто крик на детей становится у родителей единственным «убедительным» аргументом. Не важно, действительно ли малыш вёл себя нехорошо, или просто у мамы было плохое настроение – в любой ситуации крик, как воспитательный приём, недопустим и даже опасен для психического здоровья крохи.

Как крик влияет на будущее детей

Каждый ребёнок на повышение голоса отреагирует по-своему. Это связано с врождёнными особенностями развития психики. Почему нельзя кричать на детей? В зависимости от восприимчивости ребёнка, слов, произносимых во время скандала, могут проявиться разные негативные последствия:
  • развитие инфантильности даже у самых энергичных детей;
  • подавление эмоций, что приводит к формированию страхов, препятствует нормальному общению, созданию здоровых взаимоотношений с людьми;
  • неуверенность, развитие, комплекса жертвы, накопление обид, нежелание анализировать свои поступки, быть ответственным за свою жизнь;
  • развитие замкнутости, аутизма и других психологических расстройств, особенно у одарённых детей;
  • изменение поведения, проявляющееся либо в постоянном противостоянии, либо в лицемерии, попытках угодить.
В детстве происходит формирование личности. В это время малышу нужна спокойная обстановка, мамина защита, любовь. Когда на кроху кричат, он становится уязвимым, теряет доверие к окружающим, а потому не может раскрыться в социальном, эмоциональном и даже интеллектуальном плане. Иначе говоря, растёт человек, не способный достичь успеха, стать счастливым в отношениях, реализовать свой природный потенциал. И что самое худшее – этот малыш, став взрослым, тоже будет кричать на своих детей.

Воспитание ребёнка начинается с воспитания родителей

Как не кричать на ребёнка? Психологи рекомендуют мамам и папам провести серьёзную работу над ошибками:
  1. Избегайте раздражающих факторов (стрессы на работе, переутомление).
  2. Планируйте время, ориентируясь на ритм жизни ребёнка. Если вы заранее учтёте, что малыш медленно собирается, ходит, постоянно отвлекается на окружающие предметы, то перестанете опаздывать, а значит и нервничать.
  3. По мере роста крохи, изучайте психологические, физические особенности его возраста. Тогда вы будете спокойнее реагировать на капризы трёхлетки, каракули в тетради у первоклашки.
  4. Относитесь к малышу с уважением, так же, как к любому другому человеку. Вы же не требуете от окружающих полного подчинения своей воле? Вот и ребёнка не нужно ругать за то, что он не выполняет ваши приказы.
  5. Если вы дома и готовы взорваться, представьте, что на вас смотрят люди. В обществе, как правило, родители проявляют больше терпения и ведут себя с детьми более ласково.
  6. Описывайте малышу свои эмоции, говорите, когда сердитесь, злитесь на него и объясняйте причины. Так он быстрее осознает своё поведение, чем после крика.
  7. Не забывайте, к каким последствиям могут привести ваши действия.
Вообще в воспитании детей неизменно работает одно правило – их нужно любить всегда, независимо от их поведения, своего настроения и жизненных обстоятельств, чаще обнимать, брать на руки и говорить ласковые слова. Читать ещё:

Не падайте духом. Найдите время для себя. Быть родителем - это работа «на постоянной основе», вы всегда нужны ребенку, и с этим уже ничего не поделать. Поэтому не забывайте о себе, отдыхайте немного, даже если ваш ребенок из-за этого чуть-чуть поплачет. Вы вправе иногда сделать что-то для себя. Вот несколько способов, помогающих вытащить голову из петли и продолжать жить.

Домашняя работа

Не погрязайте в скуке: ваше настроение повлияет на настроение ребенка. Вам скучно и ему скучно. Не хотите (или не можете) оставлять ребенка, но при этом вам нужно делать что-то еще, а не только складывать белье в корзину? Учитесь. Всегда есть возможность обратиться к курсам в Интернете или по телевидению. Пойдите в библиотеку и возьмите «руководство для идиотов» - почти по любому предмету. Я видела подобные руководства для всего: от фен-шуй и поливки садов до йоги и даже - упражнений по бухгалтерскому делу!

Уходите

Ребенок безутешно плачет? Вам кажется, что вы сейчас взорветесь? Положите ребенка. Если вы сделали все, что могли, а ребенок все еще плачет, не впадайте в отчаяние. Положив ребенка в кроватку, закройте дверь. Выделите десять минут, наденьте наушники, ложитесь и послушайте музыку или побейте подвесную грушу - в общем, сделайте то, что избавит вас от стресса . В любом случае, либо ребенок накричится всласть и уснет, либо, если этого не произойдет, вы все-таки будете в лучшем состоянии и найдете в себе силы снова провести с ним время. Посоветуйте и няням поступать так же. Я всегда говорила: «По мне, лучше, чтобы вы положили ребенка в кроватку и вышли из комнаты, чем обозлились на все и вся». Скольким зареванным малышам облегчило бы жизнь, если бы тот, кто ухаживает за ними, не трепал себе нервы, не доходил «до ручки», а просто иногда брал тайм-аут!

Пойдите на прогулку

Просто пойдите. Оставьте кого-то, кому вы доверяете, с ребенком, наденьте кеды и выходите за дверь. Очень легко не выйти. Очень легко сказать себе: «Я устал(а)». Но вы удивитесь, насколько легче вам станет во время прогулки, даже если идет дождь. Вы почувствуете себя лучше, вернувшись домой со свежей, отдохнувшей головой.

Хорошо питайтесь

Порой возникает искушение доесть последние хлопья, остатки каши или половину сэндвича (а вовсе не кусочек моркови), а потом забыть приготовить себе пищу. Однако сделайте это. Приготовьте себе пищу на ваш вкус, даже если это просто салат, и сядьте, чтобы спокойно съесть это. Теперь вы родитель и заняты больше, чем когда-либо, поэтому вам необходимо поддерживать силы. Было бы очень легко пропустить завтрак (и ланч), а затем объедаться, когда ребенок заснет. Это не только вредно для вашего желудка, это нездоровый образ жизни, который добавит вам лишний вес. Возьмите себе за правило готовить еду три раза в день, и чтобы это было сбалансированное питание. И вы будете чувствовать себя - и выглядеть - гораздо лучше.

Высыпайтесь

Чередуйтесь с супругом по выходным: кто встанет раньше, чтобы заняться детьми . Удивительно, насколько моложе вы будете выглядеть после нескольких дополнительных минут, проведенных в постели. Не забудьте про приятный утренний душ - и вот оно, счастье!

Ваше укромное местечко

Пусть у вас будет укромное местечко. У детей есть игровая комната и комната с гимнастическими снарядами. У отца - офис (на работе или дома) и, возможно, гараж или подвал, а у матери... кухня? Я так не думаю. Найдите большой, мягкий стул (распродажа вещей домашнего обихода на дому - самый доступный источник таких вещей), хорошую настольную лампу и оборудуйте для себя уютное местечко для чтения. Или маленькое убежище в саду: шезлонг, складной столик и стакан, скажем, лимонада. Пусть дети играют, пока вы свободны. Пусть все знают, что это время, которое вы проводите в своем уголке, - священно. Хотя бы десять минут дети могут играть сами, и их просьбы принести что-нибудь перекусить могут остаться без ответа.

Молодым мамам очень помог бы тайм-менеджмент, что фактически означает распорядок дня - умение правильно распределить своё время. С помощью несложных п...

Умение отсутствовать

Когда ребенок подрастет и вы сможете оставлять его с няней, а сами прогуляться, внесите в ваш распорядок дня «досуг». Очень важно регулярно общаться с другими взрослыми, особенно, когда детей нет рядом. Запишитесь в клуб читателей, на какие-нибудь курсы, займитесь чем-нибудь неподалеку от дома, проведите ночь с подругами и регулярно устраивайте «Ночь отдыха для матери» с женщинами, находящимися в таком же положении, что и вы. А маленькое милое личико ребенка, которого вы оставили на его месте в кровати, станет еще милее и дороже, когда вы вернетесь - даже если вы отсутствовали всего пару часов.

Ворчите, но не кричите

Один папаша говорил мне, что часто изображает большого, ворчащего медведя, вместо того чтобы кричать на ребенка. «Кто рассыпал сахар на полу в кухне?» - это более действенное средство, чем вопли по поводу беспорядка. Это также вносит юмор в ситуацию, а ребенок при этом не пугается. В конце концов, нам нужно, чтобы он не просыпал сахар на пол. Мы вовсе не хотим, чтобы он постоянно боялся нас.

Попробуйте снова!

Приходилось ли вам говорить эти слова в детстве? Попытайтесь вспомнить о них теперь, став взрослым человеком. Наберите воздуха в грудь, походите немного и постарайтесь подойти к ситуации с другой стороны. «Попробуем снова», - часто говорю я, осознав, что мои вопли становятся бессвязными и выходят из-под контроля. «Теперь объясни, как эта жвачка попала к собаке?» Когда мы раздражены, нам всем нужно отдохнуть - не только мамам и папам, но и малышам. Поэтому посидите некоторое время спокойно - на расстоянии больше, чем вытянутая рука , - и полистайте книгу или журнал (поиграйте с собакой или игрушечной машинкой). Даже пять минут такой вынужденной тишины разрядят атмосферу. И тогда попытайтесь начать разговор снова.

Пробегите круг

Вы действуете друг другу на нервы? Если дети подросли, пусть пробегут вокруг дома вместе с вами (или вокруг двора, квартала, да даже парка, если хотите). То, что сначала казалось наказанием, может быстро обернуться забавным скачком за лакомством из холодильника. Часто недостаток физических упражнений - причина всплеска неуемной энергии у детей. Итак, бегите. Дети сорвутся с поводка, а вы слишком запыхаетесь, чтобы кричать на них!

Позвоните маме

Вода в ванной льется через край, ребенок кричит: «МАМА!», телефон звонит, под дверью стоит подросток, желающий предложить вам подписку на журнал, а вы только что наступили на сооружение из конструктора Лего. Что вам следует сделать, чтобы не закричать самой?! Звонки маме - лучшие в такие моменты: я рассказываю ей обо всех ужасах, которые творят мои дети, и слушаю, как она смеется на другом конце провода. Ведь, несомненно, этот звонок подтверждает, что проклятие работает . Ну да, проклятие, которое ваша собственная мать наложила на вас, чтобы у вас были дети и вели бы себя так же, как и вы. Итак, не отчаивайтесь! Излив душу матери (попросив ее не смеяться), возьмите это проклятие от нее и наложите его на ваших детей. Если вы не в настроении звонить матери (или не можете заставить ее перестать смеяться), позвоните вашему хорошему другу или подруге (предпочтительно, чтобы они имели детей) или тому, кто восхищается вашими воспитательными способностями (а не тому, кто полагает, будто вы помешались на почве детей). Кому бы вы ни звонили, выбирайте человека, который позволит вам за пять минут выговориться и успокоиться, а потом поможет увидеть в рассказанном нечто забавное. Хотите верьте, хотите нет - но забавное всегда существует.

7 4

С рождения малыш не доставлял родителям хлопот, был тихим, много спал, мама успевала не только переделать все дела, но и отдохнуть.
В полтора-два года, когда другие родители буквально с ног сбивались, пытаясь хоть как-то упорядочить неуемную активность и любознательность своих карапузов, мама и папа такого ребенка продолжали наслаждаться покоем: он мог часами сидеть на ковре, катая машинку или перебирая игрушки. Малыш не пытался выбраться из коляски, когда мама делала покупки, и не вопил, когда наступало время ложиться спать. Его одежда оставалась чистой после прогулки, он не лез туда, куда нельзя, не требовал внимания - вообще ничем не огорчал маму. И вот теперь…

К занятиям не готов!

В возрасте четырех-пяти лет в обычно начинается первая подготовка к школе. Вот тут-то родители к своему огорчению замечают, что их «образцовый» малыш совершенно к этим занятиям не готов: он упорно «не хочет» запоминать и выводить в тетрадке буквы, не слушает объяснений, не отвечает на вопросы. Нередко педагоги жалуются, что на занятиях он «плохо себя ведет»
- отвлекается, шумит, бегает или просто ложится на пол.
Когда такого ребенка наконец - в четыре-пять лет - приводят на консультацию к психологу, специалисту в первую очередь бросается в глаза тот факт, что у него недостаточно развита речь. Малыш употребляет только существительные и глаголы, слова «да» и «нет». В его речи нет прилагательных, поэтому она скудная и невыразительная. А если ребенок не научился пользоваться предлогами (на, под, над) и наречиями (слева, справа, внизу, вверху), то он не в состоянии выполнить несложное задание типа «отступи на две клеточки вниз», ему трудно делать даже самую простую детсадовскую , так как многие команды оказываются непонятными. Какая уж тут ! При этом ребенок чувствует, что он «хуже других», злится, поступает назло, не реагирует на замечания и уговоры. Такое состояние, при котором поведение ребенка заметно «отстает» от его реального возраста, принято называть «задержкой психического развития».

Когда надо насторожиться?

Возникает резонный вопрос: неужели так радующее родителей спокойствие всегда таит в себе какую-то опасность?
Если ребенок редко плачет и много спит, само по себе это совсем не плохо. Но, наслаждаясь относительной свободой, очень важно вовремя заметить признаки нарушений в .
Так, месячный малыш обязательно должен оживляться при виде мамы, двухмесячный - поднимать головку, лежа на животе. В четыре месяца наступает время переворачиваться с живота на спину, в пять месяцев - со спины на живот. В шесть месяцев здоровый ребенок начинает самостоятельно садиться.

Следующий этап - очень важный(!) - ползание. Если малыш в семь-восемь месяцев не делает попыток ползать, это тревожный симптом! У такого ребенка не только не развиваются должным образом мышцы, но и не формируются связи между полушариями и отделами мозга. В результате ослабевает стремление познавать мир, а мозг оказывается не готовым к освоению речи и другой интеллектуальной деятельности.
Также очень плохо, если до года младенец не радует вас своим гулением - разнообразными звуками, которые произносит пока неосознанно.
Если родители обращаются к специалистам в первые месяцы жизни малыша, исправить положение прекрасно помогают и лечебная физкультура.
В наиболее серьезных случаях детский психоневролог может назначить лечение с помощью медикаментов. Хорошо, если удастся найти квалифицированного гомеопата-невропатолога, так как гомеопатические препараты действуют более мягко и не дают побочных эффектов. Про гомеопатию для деток читайте .

Нельзя научиться плавать на суше…

И невозможно освоить речь, не слыша ее, не отвечая на вопросы, не играя в речевые . Даже вполне здоровый ребенок, лишенный внимания и постоянного общения со взрослыми, рискует попасть в ряды «отстающих». Если же у ребенка есть даже небольшие неврологические нарушения, освоение речи потребует более серьезных усилий и от него самого, и от родителей. Однако, к счастью, задержка психического развития преодолима, если взрослые смогут вовремя разобраться в проблемах малыша и сумеют наверстать упущенное.

Это полезно

Нужно стремиться развивать ребенка в процессе ежедневного общения. Задайте малышу вопрос, из каких частей состоит, например, шкаф. Скорее всего, он не сможет на него ответить. Вот вам и тема для обучающей беседы: у шкафа есть стенки, дверцы, полки. Естественно, взрослым нужно не только показывать и называть эти составные части самим, но обязательно просить делать это ребенка.
Малыш, возможно, умеет в правильном порядке произносить названия чисел, и родители полагают, что он умеет считать. Но понимает ли он, что значит «на один меньше», «на два больше»? А ведь без этого знания осмысленного решения даже самых простых задач не получится. Осваивая эту премудрость, необходимо непременно считать конкретные предметы (яблоки, карандаши, конфеты, кубики и т. п.), так как в этом возрасте у детей преобладает еще образное, конкретное мышление, и опираться нужно именно на него. Проверьте, хорошо ли ребенок ориентируется в пространстве. Прежде всего он должен усвоить, где лично у него низ, верх, право, лево, что находится спереди, что - сзади. После этого можно переходить к освоению пространства стола (ставим чашку на стол, за кувшин, слева от тарелки, и т. п.). Полезны физические упражнения типа «коснуться правым локтем левого колена», «дотронуться левой рукой до правого глаза». Только когда все это освоено, имеет смысл переходить к пресловутому «отступить две клеточки» и начинать занятия по учебнику для самых маленьких.
Интересна и эффективна игра для : подбираем определения к слову, перебрасываясь с ребенком мячиком. Каждое слово - бросок. Например, к слову «заяц» подходят слова «пушистый», «белый», «трусливый», «резвый» и д?р. Потом можно подбирать глаголы. Чем больше слов, тем лучше. Полезно вместе с ребенком учить, скажем, мишку или куклу чистить зубы, застилать постель, убирать одежду в шкаф и т. д. Маленьким «копушам» легче следовать уже выработанному стереотипу, они не могут «сходу» освоить новое действие. Чтобы эти полезные для жизни стереотипы складывались быстрее, надо заранее проговаривать каждую операцию, которую ребенку предстоит выполнить.

С чего все начинается?

Поведение жизни зависит в основном от двух причин: врожденного темперамента и состояния его здоровья. Самая древняя классификация темпераментов делит людей на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. С точки зрения современной психологии, принадлежность к тому или иному темпераменту обусловлена интенсивностью процессов возбуждения и торможения, а также быстротой их смены. Среди детишек, способных молча лежать или сидеть в коляске, вы никогда не встретите холериков (оба процесса у них сильны, но возбуждение преобладает) и сангвиников (самые уравновешенные, так как оба процесса у них активны и подвижны). Такие дети могут быть лишь флегматиками (процесс торможения преобладает над процессом возбуждения, переход – медленный) или меланхоликами (и возбуждение, и торможение имеют малую силу, переход тоже дается с трудом). Нередко уже одного этого может быть достаточно, чтобы малыш, придя в детский сад, прослыл «копушей» или «мямлей», а с началом занятий по подготовке к школе попал в неуспевающие. Он «удобен» для взрослых до тех пор, пока сидит в коляске или манеже.
Состояние здоровья недавно родившегося ребенка зависит в первую очередь от того, как протекали . Пережитые мамой осложнения часто становятся причиной разнообразных нарушений у малыша. Причем ребенок, который сообщает о своем дискомфорте громким настойчивым плачем, скорее получит необходимую ему помощь, чем тот, который предпочитает лежать тихо даже в мокрых пеленках.

Чего делать нельзя?

Водить ребенка с задержкой психического развития на курсы по подготовке к школе бессмысленно и даже вредно. Ведь если программа непосильна для него, во время занятий он лишь получит очередную дозу стресса, с малых лет привыкая чувствовать себя неудачником. Надежда, что он усвоит «хоть что-нибудь», как правило, неоправданна. Невозможно научиться, например, сравнивать числа, если малыш не умеет сравнить между собой, например, березу и елку, высокое дерево и низкое, красный кубик и зеленый. Время обучения чтению и счету настанет позже – сначала нужно научиться называть, описывать и сравнивать предметы, которые окружают нас в повседневной жизни.
Если ребенок к четырем годам еще не научился самостоятельно одеваться, убирать игрушки и т. п., приложите максимум усилий, чтобы он освоил эти простейшие навыки – не надо все делать за него, хотя, конечно, для мамы так проще и быстрее.

Если вы считаете, что взрослые в большей степени подвержены стрессам, то это далеко не так, утверждают ученые. Большим стрессором для ребенка является даже переход в новую школу или соседний класс. А когда еще и со сверстниками общий язык найти не можешь… О том, чем опасны детские стрессы и как с ними бороться, рассказывают наши эксперты.

Переживания большие и малые

Дети подвержены стрессу в большей степени, потому что для них окружающий мир часто неведом, таит опасность, - считает профессор Михаил Рыбалко. - Когда мы имеем значительный багаж опыта, знаем возможные исходы из ситуации, то меньше боимся и переживаем. Кроме того, ребенок часто воспринимает мир глазами мамы: если она встревожена, он переживает еще больше. Особенно остро стресс у детей проявляется в ситуации расставания родителей. Часто после развода ребенок заболевает неврозом или начинает страдать задержками в развитии. Иногда дети даже замолкают на полгода-год. Хотя внешне это переживание не так заметно, как у взрослых.

Впрочем, далеко не только возраст определяет подверженность стрессам. По словам Светланы Михайловой, доцента кафедры клинической психологии психологического факультета АлтГУ, в большой степени это зависит даже не от возраста, а от темперамента человека и его воспитания.

Большим стрессом для ребенка становится смена школы, класса. Снизить уровень переживаний здесь можно с помощью объяснений: это не означает уход навсегда - ребенок может встречаться с бывшими одноклассниками, считает профессор Рыбалко.

Адаптация к первому, пятому классам - довольно серьезный процесс, - говорит Екатерина Гусева, педагог-психолог городского оздоровительно-образовательного центра «Потенциал». - Многое здесь зависит от педагогов и родителей. Поскольку для ребенка это значительный стресс, можно начать с укрепления здоровья - это витамины, правильное питание, спорт. Не менее важна эмоциональная поддержка - даже небольшой успех ребенка должен быть отмечен. То, насколько легко ребенок войдет в новый коллектив, зависит и от его умения дружить. При этом родителям не следует обсуждать при ребенке плохое поведение его одноклассников, навешивая ярлыки.

Но главную роль в процессе адаптации играет все же учитель. Что плохо: сейчас в детях с первого класса воспитывают конкуренцию. Каждый становится сам по себе, и в итоге это ведет к разрозненности коллектива. Отсюда вытекает другая причина детских стрессов - конфликты в школе. От родителя здесь требуется научить ребенка разрешать ссоры словами. Однако, если конфликты заходят слишком далеко и стоит вопрос о безопасности и здоровье ребенка, родители обязательно должны вмешиваться. Конечно, при согласии чада. Лучше всего проблемы решать в частном порядке, не вынося их на публичное обсуждение: поговорить с родителями обидчика, учителем. В спокойных тонах, без оскорблений. Крайняя мера - перевод ребенка в другую школу, хотя при таких радикальных мерах обязательно нужно вести с ребенком параллельную работу, иначе проблемы перейдут на новое место. Можно подключить психолога.

О пользе шепота

Если родителям и вмешиваться в конфликты детей со сверстниками, то очень осторожно, уверена Светлана Михайлова:

Умный родитель затеет в классе общую игру, праздник, и весь конфликт пройдет. Или научит реагировать шуткой - такого ребенка тоже не будут обижать. А если ругать обидчика - ничего не получится. Ребенок еще больше озлобится. Дети подросткового возраста не слышат, когда на них орут, разговаривать с ними нужно шепотом на ушко. В воспитании детей слова не играют никакой роли, научить можно только своими поступками и любовью. Все добром делается, в добрых семьях и добрые люди растут.

То, что насилия в школе стало больше, спровоцировано жестокими играми детей, в том числе компьютерными, - говорит Екатерина Гусева. - Поэтому так важно уделять внимание нравственному воспитанию ребенка.

Если же происходит так, что в конфликте агрессор - ваш ребенок, постарайтесь перенести его энергию в конструктивное русло, советуют психологи. Чаще всего такое поведение спровоцировано дефицитом внимания.

Сама жизнь

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики педагогического факультета АлтГУ Марина Фроловская уверена, что школу нельзя воспринимать как подготовку к жизни - это уже есть и сама жизнь. Снизить стресс при поступлении в школу можно, воспитав в ребенке психологические навыки, которые помогут ему быть учеником: развитие речи, внимание, памяти, умение общаться. Все это происходит через игру.

Что касается конфликтов в школе, то, прежде чем давать советы, важно задать вопрос: почему это произошло. Здесь как у Окуджавы, главное - святая наука - расслышать друг друга. Деятельность хорошего педагога схожа с деятельностью психотерапевта. Если между ним и учеником есть доверие, педагог так поговорит с ребенком, чтобы он сам сформулировал свою трудность, и вместе попытается ее решить. К сожалению, сегодня в большинстве школ сократили штатных психологов. А они нужны, причем самого высокого класса, - считает Марина Фроловская.

Симптомы стресса у детей

У грудных детей и малышей до двух лет:

  1. чрезмерная раздражительность;
  2. демонстративный отказ от кормления или потеря аппетита;
  3. ухудшение сна.

У дошкольников

  1. возросшая требовательность и частое проявление негодования;
  2. «возвращение в детство»(ребенок трех - пяти лет снова берет в рот пустышку, мочится в штаны и т. д.);
  3. чрезмерно усиленные детские страхи - не может уснуть из-за боязни смерти и т. п.;
  4. частые вспышки агрессии, постоянная нервозность или понижение настроения без видимой на то причины;
  5. появление дефектов речи;
  6. гиперактивность или, наоборот, снижение активности;
  7. слезная реакция на новых людей или новые обстоятельства.

У младших школьников

  1. частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту;
  2. ночные кошмары;
  3. быстрая утомляемость;
  4. постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред;
  5. постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше;
  6. ложь;
  7. возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький(«впадает в детство»);
  8. расстройства без видимой на то причины;
  9. озабоченность сверх меры своим здоровьем;
  10. нежелание посещать школу и гулять с друзьями - замкнутость, отрешенность от мира;
  11. агрессивное отношение к окружающим;
  12. педантизм и максимализм в работе по дому и в учебе: ребенок слишком старается, чтобы его постоянно хвалили;
  13. заниженная самооценка;
  14. беспричинные тревоги, волнения и страхи;
  15. падение успеваемости вследствие ухудшения памяти и внимания;
  16. дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, наматывание локонов на пальцы и т. д.;
  17. ухудшение сна и аппетита или, наоборот, постоянная сонливость и повышенный аппетит.

Предупреждаем стресс

Генеральный партнер выпуска «Поколение ЗОЖ. Психическое здоровье» - «Алтайспиртпром».

  1. Родителям следует постоянно демонстрировать любовь к ребенку, поддерживать доверительные отношения с ним.
  2. Не смотреть по телевизору ужасающие новости или волнующие программы вместе с ребенком и не давать ему это делать самому.
  3. Необходимо морально подготовить ребенка к возможным стрессовым ситуациям - нельзя полностью ограждать его от всякого негатива и ответственности. При этом не стоит знакомить его и с темной стороной жизни. Выберите золотую середину: пусть он знает о возможных негативных событиях, но не в ужасающих подробностях.
  4. Родителям следует помогать ребенку в освоении любых новых видов деятельности, нельзя оставлять его один на один с трудностями.
  5. Научите своего ребенка давать выход отрицательным эмоциям: делиться с родителями, вести дневник, рисовать и т. д.

Генеральный партнер выпуска «Поколение ЗОЖ. Психическое здоровье» - «Алтайспиртпром».

Загрузка...