Dom2stars - Женский портал

Дети и Холокост. Опыты выживания

С самого начала войны частью политики нацистской Германии было убийство гражданских лиц в массовом порядке. Особенно это касалось евреев – позже Гитлер выдвинул политику «окончательного решения вопроса», то есть, полного уничтожения евреев. «Эскадроны смерти» привели к гибели около миллиона человек, позже начали происходить многочисленные массовые убийства, а затем появились концентрационные лагеря, где заключенные были лишены надлежащего питания и медицинского обслуживания. Финальной точкой стало строительство лагерей смерти – государственных учреждений, целью постройки которых было систематическое убийство огромного числа людей.


В 1945 году, когда во время наступления войска союзников захватили многие лагеря, они обнаружили результаты этой политики нацистов: сотни тысяч голодных и больных заключенных, которые были заперты вместе с тысячами мертвых тел. А кроме того, были обнаружены газовые камеры, огромные здания крематориев, тысячи массовых захоронений, тысячи томов документации по не человечески-жестоким медицинским опытам, и многое другое. Нацисты убили более десять миллионов человек, в том числе шесть миллионов евреев.
Lebensunwertes Leben, иначе говоря, «жизнь, недостойная жизни». Один из самых ужасных терминов, существующих в истории, был использован солдатами нацистской Германии для обозначения человеческих существ, чьи жизни, по их мнению, были несущественны, не имели никакого значения – или обозначения тех, кто должен был быть убит. Сначала этот термин применялся исключительно к людям, страдающим разнообразными психическими расстройствами, позднее им стали обозначать «расово неполноценных», или «страдающих сексуальными девиациями» или просто «врагов государства», причем, как внутренних, так и внешних.


1. Истощенная восемнадцатилетняя русская девушка смотрит в объектив камеры во время освобождения концентрационного лагеря Дахау в 1945 году. Концентрационный лагерь Дахау стал первым немецким концлагерем. Он был открыт в 1933 году. Более 200,000 людей содержались здесь в нечеловеческих условиях в период с 1933 по 1945 год. Официально было объявлено о 31 591 смертях. Причиной гибели людей были болезни, недоедание и самоубийства. В отличие от Освенцима, Дахау не был официально «лагерем смерти», но условия содержания заключенных здесь были настолько ужасными, что сотни людей умирали каждую неделю.


2. Эта фотография была предоставлена парижским фондом памяти жертв Холокоста. На ней запечатлен расстрел немецким солдатом украинского еврея во время массового расстрела местных жителей в Виннице, Украина, ориентировочно между 1941 и 1943 годами. Эта фотография, озаглавленная «Последний еврей в Виннице» (именно такая надпись была на обратной стороне фотографии), была найдена в фотоальбоме, принадлежащем немецкому солдату.


3. Немецкие солдаты проводят допрос евреев после восстания, состоявшегося в Варшавском гетто в 1943 году. В октябре 1940 года немцы начали переселять более 3 миллионов евреев, проживающих на территории Польши, в переполненные гетто. В самом крупном из них, в Варшавском гетто, тысячи евреев погибли из-за непрекращающихся эпидемий болезней и голода. Кроме того, в скором времени нацисты начали массовые депортации из гетто в лагерь смерти Треблинка. Восстание в Варшавском гетто – первое массовое восстание против нацистской оккупации Европы – продолжалось с 19 апреля до 16 мая 1943 года. Оно началось после того, как солдаты немецких войск и полиция вошли в гетто, чтобы депортировать выживших жителей. Восстание завершилось, когда плохо вооруженные участники восстание потерпели поражение в результате действий превосходящих по количеству и хорошо экипированных немецких войск.


4. Человек увозит тела погибших евреев в гетто Варшавы в 1943 году. Люди здесь умирали от голода прямо на улицах. Каждое утро, около 4-5 утра, похоронные телеги собрали по несколько десятков мертвых тел. Тела умерших евреев массово сжигались в глубоких ямах.


5. Группу евреев, в том числе маленького мальчика, выводят из Варшавского гетто в сопровождении немецких солдат. Фотография сделана 19 апреля 1943 года. Эта фотография являлась частью доклада генерала СС Струпа своему командованию, и была представлена в качестве доказательств зверств нацистов во время трибунала в Нюрнберге в 1945 году.


6. После восстания в Варшавском гетто, гетто было полностью разрушено. Из более чем 56 тысяч евреев, которые содержались в нем, около 7000 были расстреляны, а остальные были депортированы в лагеря смерти или концентрационные лагеря. На этой фотографии – развалины гетто, которое было подорвано немецкими войсками. Варшавское гетто просуществовало в течение нескольких лет, и за это время там погибло приблизительно 300000 польских евреев.


7. Немец в военной форме расстреливает еврейскую женщину в ходе массового расстрела в Мизоче, Украина. В октябре 1942 года, 1700 человек в гетто, находящемся в Мизоче, подняли восстание против немцев и примкнувших к ним полицаев из числа местного населения. Около половины жителей смогли бежать или скрыться во время восстания. В итоге восстание было окончательно подавлено. Выживших захватили в плен, они были доставлены в овраг и расстреляны. Фотографии предоставлены фондом памяти жертв Холокоста в Париже.


8. Евреи, депортированные в транзитном лагере Дранси под Парижем, Франция, в 1942 году. Дранси был последней остановкой перед помещением людей в немецкие концентрационные лагеря. Приблизительно 13 152 евреев (в том числе 4115 детей) были захвачены французскими полицейскими, их забрали из дома, чтобы отвести на «Vel d’Hiv», зимний стадион на юго-западе Парижа, в июле 1942 года. Позднее они были доставлены на железнодорожный терминал в Дранси, к северо-востоку от французской столицы, а затем депортированы на восток. Лишь немногие позже сумели вернуться домой.


9. Анна Франк, фотография была сделана в 1941 году. Снимок был предоставлен Домом Анны Франк в Амстердаме, Нидерланды. В августе 1944 года, Анна, ее семья и другие люди, которые прятались от немецких оккупационных войск, были схвачены и отправлены в тюрьмы и концентрационные лагеря. Анна умерла от тифа в возрасте 15 лет в концлагере Берген-Бельзен, но ее посмертно опубликованные дневники сделали ее символом всех евреев, погибших во Второй мировой войне.


10. Прибытие евреев из Карпатской Руси, региона, который в 1939 году отошел Венгрии, а до того принадлежал Чехословакии, в Освенцим-Биркенау, лагерь смерти в Польше, в мае 1944 года. Фотография была предоставлена Лили Джейкоб в 1980 году.


11. Четырнадцатилетняя Чеслава Квока, фотографии личного дела узницы лагеря Освенцим. Фотография находится в музее Освенцима, нацистского лагеря смерти, где во время Второй мировой войны погибли около 1,5 миллиона человек, большинство из них евреи. Чеслава, полька и католичка, родом из Wolka Zlojecka, Польша, была отправлена в Освенцим вместе с матерью в декабре 1942 года. Через три месяца обе уже были мертвы. Вильгельм Брассе, один из заключенных, в обязанности которого входило делать фотографии узников, рассказал о Чеславе в документальном фильме, снятом в 2005 году. «Она была так молода и ей было так страшно. Бедная девочка девушка не понимала, почему она оказалась там, и она не могла понять, что именно ей говорят Надзирательница разозлилась, взяла палку и начала бить ее по лицу. Эта немка просто выместила свою агрессию на девушке. Такая красивая была эта молодая девушка, такая невинная. Она плакала, но она ничего не могла сделать. Перед тем, как я ее сфотографировал, она вытерла слезы и кровь из пореза на губе. Я ничем не мог ей помочь, увы».


12. Жертва нацистского медицинского эксперимента в Равенсбрюк, Германия, в ноябре 1943 года. На руке жертвы виден глубокий ожог от фосфора. Фотография демонстрирует результаты медицинского эксперимента с фосфором, который был проведен врачами Равенсбрюк. Во время эксперимента смесь фосфора и каучука наносится на кожу и поджигается. Через двадцать секунд, огонь тушили водой. Через три дня рану начинали обрабатывать раствором Echinacin. Через две недели рана заживала. Эта фотография, сделанная лагерным врачом, присутствовала в качестве доказательств зверств нацистов во время процесса над врачами в Нюрнберге.


13. Еврейские заключенные в концентрационном лагере Бухенвальд, после освобождения из лагеря в 1945 году


14. Американские солдаты молча осматривают железнодорожные вагоны с мертвыми телами, которые были обнаружены на железнодорожной ветке в лагере Дахау в Германии, 3 мая 1945 года.


15. Истощенный француз сидит среди погибших в трудовом лагере Миттельбау-Дора в Нордхаузен, Германия, в апреле 1945 года.


16. Мертвые тела лежат у стены крематория в немецком концентрационном лагере в Дахау, Германия. Тела были обнаружены американскими войсками Седьмой армии, которые захватили лагерь 14 мая 1945 года.


17. Американский солдат осматривает тысячи золотых обручальных колец, которые были изъяты у евреев немцами в Солт Хайльбронн в Германии, 3 мая 1945 года.


18. Три американских солдата смотрят на мертвые тела, находящиеся в печи в крематории в апреле 1945 года. Фотография была сделана в неустановленном концлагере в Германии, в момент освобождения лагеря солдатами армии США.


19. Куча пепла и костей в концентрационном лагере Бухенвальд недалеко от Веймара в Германии, 25 апреля 1945 года.


20. Заключенные у находящегося под током забора концентрационного лагеря Дахау приветствуют американских солдат. Точная дата снимка не известна. Некоторые из заключенных одеты в полосатую бело-голубую тюремную одежду. Они украсили свои бараки тайно сделанными флагами, которые они изготовили, когда услышали приближающиеся залпы орудий 42-й дивизии Радуга на подходе к Дахау.


21. Генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр и другие американские офицеры в концлагере Ордруф, вскоре после освобождения лагеря в апреле 1945 года. Когда американские войска оказались в непосредственной близости от лагеря, охранники застрелили заключенных.


22. Умирающий заключенный в концентрационном лагере Нордхаузен в Германии 18 апреля 1945 года.


23. Заключенные на марше смерти из Дахау двигаются в южном направлении вдоль улицы Noerdliche Muenchner в Грюнвальд, Германия, 29 апреля 1945 года. Многие тысячи заключенных были насильственно переведены из отдаленных лагерей для военнопленных в лагеря, находящиеся вглубь на территории Германии, когда союзные войска оказались на подступах к границам. Тысячи людей погибли в пути, те, кто был не в состоянии идти в ногу, были казнены на месте. Четвертый справа на фотографии – Дмитрий Горький, который родился 19 августа 1920 года в Благословском, Россия, в семье крестьян. Во время Второй мировой войны Дмитрий находился в заключении в тюрьме в Дахау в течение 22 месяцев. Причины его заключения неизвестны. Фотография была предоставлена сотрудниками Мемориального музея Холокоста в США.


24. Американские солдаты ходят между рядами трупов, которые лежат на земле возле казарм в нацистском концентрационном лагере в Нордхаузен, Германия, 17 апреля 1945 года. Лагерь расположен в 70 милях к западу от Лейпцига. Когда лагерь был освобожден войсками союзников 12 апреля, солдаты армии США обнаружили более 3000 тел, и жалкую горстку уцелевших


25. Мертвый заключенный в вагоне поезда близ концентрационного лагеря Дахау в мае 1945 года.


26. Генерал-лейтенант Джордж С. Паттон из 3-й армии, XX корпуса армии союзников в концентрационном лагере в Бухенвальде недалеко от Веймара, Германия, 11 апреля 1945 года.


27. Двенадцатая бронетанковая дивизия генерала Патча, прокладывающая путь к австрийской границе, наткнулась на ужасы немецкого концлагеря в Schwabmunchen, к юго-западу от Мюнхена. Более 4000 рабов, евреи из разных стран, были размещены в тюрьме. Многие узники были заживо сожжены охранниками, которые подожгли бараки, в которых спали заключенные, стреляя в любого, кто пытался бежать. Фотография мертвых тел в Schwabmunchen была сделана 1 мая 1945 года.


28. Труп заключенного лежит на заборе из колючей проволоки в Лейпциг-Текла, к югу от лагеря Бухенвальд, недалеко от Веймара, Германия.


29. Эти мертвые тела жертв немцев были вывезены из концлагеря Lambach в Австрии, 6 мая 1945 г. немецкими солдатами по приказу американских войск. В лагере первоначально находились восемнадцать тысяч человек Не было предусмотрено ни кроватей, ни санузлов, от сорока до пятидесяти заключенных умирали каждый день


30. Молодой человек сидит на перевернутом табурете рядом с сожженным телом в лагере Фекла за пределами Лейпцига, в апреле 1945 года, после того, американские войска вошли в Лейпциг 18 апреля. В этот день, 18 апреля, работники авиастроительного завода Фекла были заперты в изолированном помещении и заживо сожжены зажигательными бомбами. Около 300 заключенных погибли. Те, кому удалось бежать, был казнены членами гитлерюгенда, согласно докладу американского капитана


31. Сожженные тела политических узников лежат у входа в сарай в Гарделеген, Германия, 16 апреля 1945 года, где они встретили свою смерть от рук немецких войск СС, которые подожгли сарай. Группа людей пыталась бежать и была расстреляна войсками СС. Из 1100 заключенных, только двенадцати удалось спастись.


32. Мертвые тела, найденные солдатами Третьей бронетанковой дивизии армии США, в немецком концентрационном лагере в Нордхаузен 25 апреля 1945 года, где содержались сотни «рабов» разных национальностей


33. Когда американские войска освободили заключенных в лагере Дахау, Германия, в 1945 году, многие немецкие охранники были убиты заключенными, которые затем бросил их тела в ров, окружающий лагерь


34. Подполковник Эд Сейлер из Луисвилля, штат Кентукки, стоит среди тел жертв Холокоста, разговаривая с 200 немецких гражданских лиц, которых привели в концентрационный лагерь Ландсберг, 15 мая 1945 года


35. Измученные и истощенные заключенные, почти мертвые от голода, в концентрационном лагере в Эбензее, Австрия, 7 мая 1945 года. Лагерь пользовался репутацией места. где узников использовали для «научных» экспериментов.


36. Освобожденный солдатами третьей танковой дивизии Первой американской армии русский указывает на бывшего охранника лагеря, который жестоко избивал заключенных 14 апреля 1945 года в концентрационном лагере Бухенвальд в Тюрингии, Германия.


37. Мертвые тела в концентрационном лагере Берген-Бельзен после того, как британские войска освободили лагерь 15 апреля 1945 года. Британские солдаты обнаружили 60000 мужчин, женщин и детей, умирающих от голода и болезней.


38. Солдаты немецких войск СС грузят тела жертв -узников концлагеря Берген-Бельзен – в грузовики для захоронения, в Бельзен, Германия, 17 апреля 1945 года. На заднем плане британский вооруженный конвой.


39. Граждане Людвигслуст, Германия, осматривают близлежащие концлагеря по приказу 82-й воздушно-десантной дивизии 6 мая 1945 года.


40. Тысячи мертвых тел в Берген-Бельзен, в Бергене, Германии, найденные после освобождения лагеря британскими войсками 20 апреля 1945 года. Около 60000 содержавшихся здесь гражданских лиц, ставших жертвами сыпного тифа, брюшного тифа и дизентерии, умирали сотнями ежедневно, несмотря на отчаянные усилия медицинского персонала, в спешном порядке переброшенного в лагерь после его освобождения.


41. Джозеф Крамер, комендант концлагеря Берген-Бельзен в Бельзен, фотография была сделана 28 апреля 1945 года. После судебного процесса Крамер, «Чудовище из Бельзен», был осужден и казнен в декабре 1945 года.


42. Женщины из подразделений СС выгружают тела своих жертв из грузовиков в концентрационном лагере в Бельзен, Германия, 28 апреля 1945 года. Голод и болезни привели к гибели сотни тысяч заключенных в лагере. На заднем плане британские солдаты.


43. Немецкий солдат СС среди сотен трупов во время массового захоронении в Бельзен, Германия, в апреле 1945 года.


44. Груды мертвых тел в концентрационном лагере в Берген-Бельзен, 30 апреля 1945 года. Приблизительно 100000 человек умерли в этом лагере.


45. Немка закрывает глаза своему сыну, когда они проходят мимо ряда эксгумированных тел за пределами Suttrop, Германия. Тела 57 русских, убитых немецкими войсками СС, были брошены в братскую могилу перед прибытием войск Девятой армии США. Перед погребением, все немецкое гражданское население в районе было собрано, чтобы своими глазами увидеть жертв.

27 ЯНВАРЯ ОТМЕЧАЕТСЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА . Нацистский режим приговорил евреев к смерти - мужчин и женщин, стариков и детей. Не щадили никого: женщин использовали для экспериментов по стерилизации, они подвергались изнасилованиям и побоям, их детей отнимали.

Как и мужчины, женщины сражались против бесчеловечности и угнетений. Одни были участницами сопротивления и принимали участие в вооружённых восстаниях, другие всеми силами старались сохранить жизнь себе и окружающим. Рассказываем истории трёх храбрых женщин.

Стефания Вильчинская

Имя польского педагога, врача и писателя Януша Корчака на слуху у всех, но мало кто знает, что больше тридцати лет во всех делах его сопровождала женщина - Стефания Вильчинская, или пани Стефа, как называли её воспитанники. В рассказах о трагическом эпизоде, в котором Корчак отказался от спасения, чтобы не оставлять детей одних на пути в газовую камеру, Стефанию нечасто упоминают в числе тех, кто успокаивал детей в последние часы. Между тем она оказала огромное влияние на жизнь Корчака и созданного им Дома сирот. «Сложно определить, где кончается Корчак и начинается Вильчинская. Они близнецы, которым предназначено слиться в одной душе, одной идее - любить детей», - говорит создатель архива Варшавского гетто Эммануэль Рингельблюм.

До встречи с Корчаком в 1909 году двадцатитрёхлетняя Стефания уже успела заработать репутацию талантливого молодого педагога. За плечами польской еврейки была частная школа в родной Варшаве и высшее образование в сфере естественных наук в университетах Бельгии и Швейцарии. Польские исследователи отмечают, что после она, одинокая девушка, из-за предрассудков не могла открыть свою практику как врач или продолжить путешествие по Европе. Тогда Стефания вернулась в Варшаву и через знакомства родителей устроилась волонтёром в небольшой приют для еврейских детей, где вскоре заняла руководящую должность. Однажды к ним пришёл Януш Корчак - то ли посмотреть поставленную детьми пьесу, то ли оценить выставку их работ. Так или иначе, биографы полагают, что именно тогда Корчак решил посвятить себя воспитанию детей - Стефания же стала его соратницей.

В 1912 году на деньги филантропов в Варшаве открыли уникальный детский дом для еврейских сирот, где во главу угла ставили личность ребёнка. Директором стал Януш Корчак, главным воспитателем - Стефания Вильчинская. Они внедрили в приюте систему самоуправления с конституцией и судом, перед которым были равны и дети, и взрослые, и жили с воспитанниками как родители. Управление приютом держалось на Стефании - она занималась организацией порядка в доме, общалась с юристами и спонсорами, следила за внешним видом детей и их занятиями. «Она вставала раньше нас и была последней, кто ложился в кровать, работала даже во время болезни. Она была с нами во время еды, учила нас делать повязки, купать детей, стричь волосы, всему. Высокая, в чёрном переднике, с короткой мужской стрижкой, всегда заботливая и бдительная, она думала о каждом ребёнке даже во время отдыха», - вспоминала Стефанию её воспитанница Ида Мерцан.

В Первую мировую войну Януш Корчак ушёл на фронт врачом, и все заботы о приюте навалились на Стефанию. Сохранилось одно из писем, где она жалуется на ужасное одиночество и страх не справиться с ответственностью. Эти опасения были напрасны: все воспоминания о Стефании описывают её как талантливого организатора, лучшего напарника для Януша Корчака, который больше уделял времени занятиям с детьми, а сам иногда забывал взять носовой платок, выходя на улицу простуженным. В 1928 году панна Стефа - к ней обращались как к незамужней женщине - написала на доске в классе: «С этих пор меня будут называть пани Стефа. Неприлично женщине, у которой столько детей, сколько у меня, называться панной».

Стефания Вильчинская
и Януш Корчак
не согласилась оставить детей, хотя друзья
из польского подполья предлагали им бежать.
Они сели на поезд
до Треблинки, где
по прибытии вместе с детьми были отправлены
в газовую камеру

Стефания нечасто покидала детей. Но в 1935 году она поехала в Эрец-Исраэль, откуда недавно вернулся Корчак, и несколько раз в течение следующих четырёх лет возвращалась пожить в кибуце . Накануне войны, когда положение в Европе становилось всё тяжелее, Стефания вернулась в Варшаву. Вторжение немцев в город она встретила в Доме сирот. В подвале здания пани Стефа организовала пункт первой помощи, где вместе с детьми заботилась о раненых и бездомных. Вскоре Варшава сдалась, и в городе установили свои порядки нацисты. Начались массовые казни участников сопротивления, были введены антиеврейские законы. Несмотря на тяжёлую обстановку, Стефания отказалась покидать Варшаву, хотя друзья из кибуца предлагали ей помочь это сделать. В апреле 1940 года она написала им в открытке: «Я не приехала, потому что не могу оставить детей». Вскоре после этого Дом сирот перевели в гетто.

До войны евреи Варшавы составляли около 30 % населения города, их было 350 тысяч человек. Почти всех согнали на территорию размером меньше трёх с половиной квадратных километров, которая занимала всего лишь 2,4 % от площади столицы. Люди ютились в комнатах по шесть-семь человек, царили голод и антисанитария. В этих условиях оказались и сто семьдесят сирот под опекой Януша Корчака и Стефании Вильчинской. При переводе в гетто у Дома сирот отобрали все припасённые продукты, протестовавший Корчак оказался в тюрьме, и первые месяцы все заботы о выживании свалились на Стефанию. Два года Корчак и Вильчинская заботились о детях в гетто. Стефания организовала в подвале дома комнаты для больных, боясь отправлять их в местный госпиталь. В июле 1942 года начались первые депортации из гетто в Треблинку. Стефания верила, что детей не тронут - всё-таки Дом сирот был известным и уважаемым заведением в Варшаве. Но в августе пришёл приказ о ликвидации приюта. Тогда все в гетто уже знали, что после депортации не возвращаются.

6 августа 1942 года на Умшлагплац, площадь депортации, двинулась процессия детей. Они выстроились в четвёрки, все были опрятно одеты, и каждый нёс на плече сумку. За внешний вид этой чинной процессии была ответственна пани Стефа: она инструктировала детей класть лучшую обувь под кровать, а одежду недалеко, чтобы быть готовыми выйти в любую минуту. Стефания вела вторую группу детей, первую возглавил Корчак, вслед за ними шли другие воспитатели и сироты. «Я никогда это не забуду… Это был не марш к поезду - это был молчаливый протест против бандитизма!» - вспоминал очевидец Наум Ремба.

Ни Януш Корчак, ни Стефания Вильчинская не согласились оставить детей, хотя друзья из польского подполья предлагали им бежать. Они сели на поезд до Треблинки, где по прибытии вместе с детьми были отправлены в газовую камеру и убиты.


Кристина Живульская

Факты и вымысел в истории этой героини переплетены: в разных источниках год её рождения то 1914, то 1918, а пожить она успела как минимум под тремя именами - родилась Соней Ландау, работала в подполье под именем Зофьи Вишневской и была заключённой в концлагере Аушвиц как Кристина Живульская. Под последним псевдонимом она выпустила свою самую известную книгу «Я пережила Освенцим». Кристина, или, как называли её подруги в лагере, Кристя, выжила единственная из своего транспорта - ста девяноста женщин, привезённых в концлагерь из варшавской тюрьмы Павяк. Там Кристине Живульской удалось скрыть свою национальность, и даже в книге - своеобразной летописи фабрики смерти - она не упоминала о своей связи с евреями, уничтожение которых наблюдала ежедневно. Всё её прошлое было опасно.

Кристина выросла в польском городе Лодзь, училась в еврейской гимназии, но семья была светской. Как и многие светские польские евреи, её отец и мать отмечали некоторые еврейские праздники, но не ходили в синагогу. По окончании школы Кристина отправилась в Варшаву изучать юриспруденцию, подрабатывая в адвокатских офисах, но не доучилась: в сентябре 1939 года Германия оккупировала Польшу. Девушка вернулась домой к родителям и младшей сестре. Преследование евреев в Лодзи ужесточилось, было создано гетто, и семья решила бежать в Варшаву, надеясь достать поддельные документы. В столице избежать участи остальных евреев города не получилось: в 1941 году Живульские оказались в гетто, где Кристина провела в нечеловеческих условиях почти два года. Каждый день её мать ставила на плиту горшок, хотя готовить было нечего - но она старалась поддерживать домочадцев видимостью обеда, кипятя и подавая на стол воду.

В 1942 году, когда угроза депортации или смерти от голода казалась уже неизбежной, Кристине удалось сбежать из гетто вместе с матерью. Она вступила в ряды польского сопротивления и стала заниматься подготовкой фальшивых документов для евреев, бойцов Армии Крайовы и немецких дезертиров. Нацисты, преследовавшие членов подполья, называли её «белокурой Зосей». Им удалось поймать подпольщицу в 1943 году. Девушка предъявила документы на имя Кристины Живульской. Благодаря внешности, схожей с представлениями о славянской, ей удалось выдать себя за полячку. После допроса в гестапо новоиспечённую Кристину отправили в тюрьму, а через два месяца в товарных вагонах для скота - в Аушвиц. «Все мы по-разному представляли себе это место. У каждой были свои ассоциации, свои случайные сведения. Как там на самом деле - мы не знали и не хотели знать. Одно только было всем нам хорошо известно - оттуда не возвращаются!» - так описывала Кристина настроения своих соседок по Павяку.

Осенью 1943 года, когда Кристина оказалась в Аушвице, комплекс уже полностью функционировал. Он состоял из трёх лагерей: Аушвиц I, Аушвиц II (Биркенау) и Аушвиц III (Моновиц). Целиком его часто называют Освенцимом по имени ближайшего польского города. Это был самый большой лагерь, основанный нацистами: в нём погибло более миллиона человек, 90 % из них - евреи. В каждой большой газовой камере за раз убивали около двух тысяч человек. Прибыв в лагерь, Кристина ещё не знала, что большинство еврейских заключённых сразу со станции отправляют на смерть, а условия существования остальных настолько тяжёлые, что выживают немногие. У первой встреченной в бараке женщины вновь прибывшие стали спрашивать, отчего поумирали все из её группы в девяносто человек, на что та ответила: «От смерти! В концентрационном лагере умирают от смерти, понимаешь?.. Не понимаешь, так, наверно, поймёшь, когда сдохнешь».

Однажды стихи Кристины, призывавшие к отмщению, попали в руки лагерному начальству - ночь
она провела
в ожидании смерти,
но девушка, у которой нашли тексты,
не выдала её

Никогда раньше Кристина не писала стихи, но во время многочасового выстаивания на апеле (проверке) стала подбирать рифмы. Её стихотворения о жизни в лагере стали заучивать и декламировать соседки. Среди тех, кому нравилось творчество Кристины, была влиятельная заключённая, благодаря которой она недолго работала на улице и вскоре оказалась в блоке, где занимались вновь прибывшими узниками. Бегая к подруге в ревир, блок больных, Кристина заразилась тифом. Она пыталась перенести болезнь на ногах, но всё равно оказалась в бараке, где «на всех койках сидели голые существа, лысые, покрытые пятнами, нарывами, залепленные пластырями, яростно скребущиеся».

Вслед за ними и Кристина подхватила чесотку. Через несколько месяцев ей удалось поправиться - к этому времени она уже была единственной оставшейся в живых из своего транспорта. При содействии той же влиятельной заключённой Кристина после выхода из ревира достигла «вершины лагерной карьеры» - оказалась в команде, которая отбирала и хранила имущество заключённых. У неё появился доступ к вещам, которые можно было обменять на еду, к тому же прокормиться помогали посылки из дома. Несмотря на все привилегии, ей приходилось работать рядом с крематорием. Из канцелярии виднелись трубы, а запах гари просачивался сквозь закрытые окна. Часто ей случалось общаться с обречёнными на смерть, которые спрашивали, что их ждёт дальше, и Кристина не знала, как отвечать. Однажды её стихи, призывавшие к отмщению, попали в руки лагерному начальству - ночь Кристина провела в ожидании смерти, но девушка, у которой нашли тексты, не выдала её.

В конце 1944 года до лагеря донеслись слухи о приближении советской армии, а заключённые одновременно и надеялись на конец Аушвица, и опасались, что немцы будут заметать следы и убивать оставшихся. Кристина вместе с другими девушками из своей команды ожидала смерти со дня на день - ведь у них был доступ к картотеке. Однажды в душевой им даже примерещилось, что пустили газ. За несколько дней до прихода советских войск немцы объявили эвакуацию заключённых на территорию Германии. Её называли «маршем смерти»: люди шли пешком в мороз, отстающих расстреливали. Кристине удалось выйти из строя и спрятаться в стоге сена. Несколько часов она лежала не шевелясь, даже когда на стог сел немецкий солдат. Наконец ей удалось сбежать и добраться до польской деревни. У крестьян Кристина скрывалась до освобождения. После войны она жила в Польше, стала писательницей, сочиняла пьесы и стихи к песням. В 1970 году Кристина переехала поближе к своим сыновьям, в Дюссельдорф, где и прожила до 1992 года.


Фаня Бранцовская

В свои девяносто пять лет Фаня Бранцовская (Йохелес) рассказывает историю жизни полным залам стоя и без микрофона; она активный член еврейской общины Вильнюса, до сих пор работает библиотекарем и учит молодёжь идишу. Сегодня Фаня - последняя в Литве партизанка еврейского боевого отряда, прошедшая через гетто и год скрывавшаяся от немцев в лесах.

В Вильнюсе Фаня провела почти всю жизнь - она родилась в Каунасе, но в 1927 году, когда ей было пять лет, семья переехала. Вильнюс был одним из духовных центров еврейской культуры в Европе, его называли «литовским Иерусалимом». Около четверти населения города были евреями, повсюду были еврейские больницы и школы, издавались газеты на идише, а синагог было больше сотни - сейчас осталась одна. Семья Фани не была религиозной, но отмечала праздники и старалась зажигать свечи в шаббат. До войны Фаня успела окончить еврейскую гимназию и уехала учиться в Гродно. Когда СССР аннексировал Литву, Фаня вступила в комсомол и стала преподавать в школе в белорусской деревне.

Вторжение немцев летом 1941 года застало её в Вильнюсе, куда она приехала на каникулы. Вскоре после оккупации города началось преследование евреев. К августу около пяти тысяч человек были расстреляны в лесу около посёлка Понары недалеко от Вильнюса. Всех жителей улицы, на которой жила подруга Фани, отправили в Понары, потому что ночью туда подбросили труп немца и объявили, что его убили евреи. Полчаса - столько времени на сборы дали Фане, её родителям и сестре, когда в сентябре 1941 года их отправили в гетто. Нужно было всего лишь перейти улицу, но там уже начиналась другая жизнь - за евреями закрыли ворота и изолировали их от города. Фаня выходила из гетто только на работу, снаружи ей запрещалось ходить по тротуарам или говорить со знакомыми.

В гетто Фаня, «активная девушка», как она себя сама называла, вступила в подполье: «Это была не надежда выжить, но определённая месть и [способ] почувствовать себя человеком». К сентябрю 1943 года участились акции уничтожения и было понятно, что грядёт ликвидация гетто. Тогда Фаня по заданию подполья в числе шести пар девушек сбежала из города и направилась к партизанам - с родителями и сестрой она виделась в последний раз перед уходом; в тот же день началась ликвидация. По дороге девушки заблудились, чудом укрылись в деревне и с помощью местного населения вышли к партизанам.

← Своими воспоминаниями Фаня охотно делится с молодёжью, посещающей Вильнюс по специальным программам, посвящённым памяти о Холокосте

Фаня вступила в отряд «Мститель», бойцы которого тоже в основном были выходцами из вильнюсского гетто. Уже через три недели она пошла на первое задание - оборвать телефонную связь между частями немецких войск. Почти год Фаня наравне с мужчинами с винтовкой наперевес сражалась в боевой группе. В отряде она познакомилась со своим будущем мужем. Одно из последних заданий Фани в отряде - взорвать рельсы, чтобы немецкой армии было тяжелее отступать. Вернувшись с операции, она застала товарищей уже готовыми возвращаться в Вильнюс, освобождённый в июле 1944 года, - пустой, сгоревший, разрушенный, но родной город. «Я жила надеждой, что мои близкие вернутся в Вильнюс, ведь кое-кто спасался», - вспоминала Фаня. Каждый день она ходила на вокзал, куда приходили поезда из Германии, и ждала родных. Позже она узнала, что её семья после депортации из гетто погибла в лагерях.

Фаня осталась в Вильнюсе. Вместе с другими евреями она навестила место массовых убийств в Понарах, где было уничтожено сто тысяч человек разных национальностей, и добилась установки памятника. Он был посвящён погибшим евреям, но советские власти через два года заменили его на мемориал, где упоминалась только смерть советских граждан. После обретения Литвой независимости Фаня с другими неравнодушными добилась того, чтобы на памятнике расстрелянным в Понарах написали, что здесь было убито семьдесят тысяч евреев, и не только нацистами, но и их местными пособниками. Фаня всегда открыто говорила о том, что в убийстве евреев активно участвовали литовцы, из-за чего периодически оказывалась в центре скандалов. Когда в 2017 году её наградили орденом за заслуги перед Литвой, некоторые выступали против. Ей припоминали расследование о нападении советских партизан на литовскую деревню Канюкай. Фаню вызывали по этому делу как свидетеля. Она утверждала, что вообще не участвовала в этой операции, но предполагала, что партизаны вступили в бой, потому что жители деревни поддерживали немцев.

Сейчас у Фани шесть внуков и семь правнуков. После выхода на пенсию она стала активно работать в общине, основала комитет бывших узников гетто и концлагерей и создала библиотеку в Вильнюсском институте идиша при Вильнюсском университете. Своими воспоминаниями Фаня охотно делится с молодёжью, посещающей Вильнюс по специальным программам, посвящённым памяти о Холокосте: «Я считаю своим долгом рассказывать. Чтобы люди знали правду и чтобы передавали это дальше и дальше».

В подготовке материала использовались: книги «Muses, Mistresses and Mates: Creative Collaborations in Literature, Art and Life» (Izabella Penier), «The Rights of the Child and the Changing Image of Childhood» (Philip E. Veerman), «Я пережила Освенцим» (Кристина Живульская), эссе «Stefania Wilczyńska - A Companion In Janusz Korczak’s Struggle» (Elżbieta Mazur, Grażyna Pawlak), фильм «Мы остались людьми» (Международная школа изучения Холокоста, Яд Вашем)

Холокост - страшное слово, красной нитью вписанное в мировую историю. Нацистский "конвейер смерти" уничтожил тогда (по данным ООН) около 6 миллионов человек! Это настолько огромная цифра, масштабы которой невозможно вообразить. Вы растеряетесь, даже если попробуете подумать о тысяче убитых.

Сегодня, 27 января, в день памяти Холокоста, хотелось бы поговорить не о зверствах фашистов и их пособников и не о страданиях евреев - об этом уже написано и сказано немало. А о том, как те события видели дети. TengriMIX делится с вами воспоминаниями двух женщин, будучи детьми заставших не только ужас и нечеловеческие условия гетто, но и геройство тех, кто рисковал жизнью ради спасения других.

Анна Ступницка-Бандо: "Я не помню, как вышли из гетто..."

Меня зовут Анна Ступницка-Бандо. Во время немецкой оккупации жила в Варшаве, на Жолибоже (район Варшавы), на улице Мицкевича, 25 с мамой и бабушкой. Моя мама, по профессии учительница, во время оккупации не работала по своей профессии, только лишь занималась пропиской и административными делами в разных домах - на Жолибоже, в Старом городе и частично в Варшавском гетто. И потому имела пропуск для двух персон, и иногда брала меня с собой для того, чтобы в школьной папке проносить хлеб и мармелад для такой, какой-нибудь замеченной мамой, очень бедной многодетной семьи, часто, с 7 детьми.

Ну, и однажды мама сказала мне, что завтра выведем еврейскую девочку. Вошли мы, как обычно, в это гетто, неся такие книжки для документов по прописке, похожие на те, что в школе бывали. Потом мама занялась какими-то своими делами. Через какое-то время в комнату, где мы были, пришел мужчина с девочкой. Это был Хилларий Альтер со своей дочкой Лилианой. И было такое очень грустное прощание, которое запало мне в сердце… Даже через столько лет, говоря об этом, вспоминаю это, и плакать хочется. Скорее всего, девочка не представляла себе, что отца она больше не увидит, а он - знал, что наверняка уже никогда они не увидятся…

Ну, они попрощались, и мама сказала нам: поменяйтесь верхней одеждой. Была зима, (а это был конец января 1941-го или начало февраля 1942 года), и на нас были зимние пальто. И мы поменялись этими пальто. Она одела мое школьное темно-синее, с таким очень бордовым воротничком и берет с эдельвейсом. Это была нарядная одежда, я в ней ходила еще до войны повседневно. А я надела ее пальто зеленого, очень яркого цвета. И, конечно, моей мамочке казалось, что оно бросается в глаза. Дала нам те книжки подмышки - ей одну, мне другую. И сказала - решительным шагом пойти недалеко, к проходной, с высоко поднятой головой. Так мы и сделали. Прошли мы с теми книжками к проходной, с высоко поднятой головой.

Для меня это было страшным переживанием, - я даже не помню того момента, как мы оказались за границей гетто. Там нас должны были ждать условленные дрожки. Но, к сожалению, из-за этой нервотрепки я не смогла найти этих дрожек, - они должны были быть где-то на боковой улице. Ну, через какое-то время немножко остыла, нашла те самые дрожки - и мы поехали на Жолибож, где бабушка ждала нас к ужину. А мама, не знаю, каким образом, вернулась на следующий день. С той поры Лилька стала моей сестрой. Мама сделала ей документы на свое гражданское имя. Ее звали Крыся (уменьшительное от Кристина) Войтекувна, и через все эти годы до конца войны мы жили в двухкомнатной квартире на Жолибоже.

Но кроме Лильки, периодически приезжал к нам парень - Рышард Гринберг, который был у моей тетки в Средместье (район в центре Варшавы). Как только там было что-то небезопасно, он садился в дрожки и приезжал на Жолибож, к нам. Ну и мама ему также оформила документы на имя Рышарда Лукомского. Кроме этого ежедневного гостя у нас бывал доктор Николай Боренштейн из Лодзи, хирург-гинеколог, которому мама также сделала документы на имя Николая Борецкого. С этим именем он и остался после войны.

Все, конечно, кроме Лильки, сохранили те фамилии, которые приняли. Выжили все. Были моменты хуже, были лучше... Было такое обычное житье, знаете, - тяжелое. Мама должна была зарабатывать на себя, на меня, бабушку, да и на Лильку. Но как-то мы все же пережили все - и Варшавское Восстание, и эвакуацию, и пятидневное пребывание в Прушковском нацистском лагере, и трехдневный вывоз в запломбированных вагонах для скота - без крыши. Потом нас из этих вагонов выбросили где-то на юге Польши, под Миховым, в таком имении - имении семьи Крашевских. И там мы прожили, вместе с Лилькой, до конца войны.

Вернулись мы в Варшаву. Лилька обратилась в еврейскую общину. С помощью общины она нашла свою тетку, жившую во Франции, потом вышла замуж и след ее потерялся. Понимаете, она сменила фамилию. Девичья фамилия была Альтер, а вышла замуж за Видлера, тоже спасенного еврея из Кракова. Мы с мамой искали ее через Красный Крест, но нам отвечали, что неизвестно, что с ней случилось, даже имени не нашли. Но все же удалось нам найти друг друга. И до сегодняшнего дня созваниваемся - она живет во Франции, в Компьене, поддерживаем контакт.

Я была у нее в Париже, месяц провела на экскурсиях. А она не хотела приезжать в Польшу, потому что впадает в депрессию: понимаете, такие переживания… родители погибли… Но все как-то прошло - все не было так плохо, дети не понимают до конца трагедии, ведь жили не в подвале, прятались не во рвах. Мы жили обычно, в двух комнатах с кухней, хоть и тяжело. Ну, что там могло случиться?!

Лилька приехала на открытие музея истории польских евреев в 2013 году.. После стольких лет, с 1945 года для нее это было страшное переживание. Поехали мы на Жолибож, увидели тот дом, вышли мы на тот дворик… Во времена оккупации нам казалось, что этот двор - большой; и там такая горка была, с которой мы вечерами, после наступления темноты, съезжали на санках. А оказалось, что эта горка не была так велика!..

Переписываемся, говорим по телефону... Я врач по профессии. Когда она мне звонит, что-то ей советую.

Все мы все же пережили войну...

Дети Холокоста. Чудо спасения.

Катажина Андреев:

Мне было 14 лет - отец мне все время говорил: вот будет тебе 14 лет - расскажу тебе что-то важное. Что можно мне важного рассказать? Откуда дети берутся?!.. Отец усадил меня и рассказал о семье. Что я родилась в гетто в 1942 году. В возрасте трех месяцев вынесена оттуда не своим отцом, а полицейским. Несколько недель укрывали меня в каком-то доме. Было опасно. Люди, которые помнили мою маму перед войной, знали, что она еврейка, отец же был поляком. И, что очень важно: несколько недель меня укрывал офицер вермахта, немец, в немецком квартале. Он был мужем польки, подруги моей мамы.

Как только мой отец нашел другое место укрытия - в Люблинском воеводстве, в такой глухой деревне, он вывез меня, и все время до конца войны я провела под опекой людей в той деревне, а мама пряталась в другом месте. Отец приезжал из Варшавы на велосипеде, не знаю, наверное, раз в неделю... Привозил деньги и возвращался, доставлял листовки, иногда - оружие для Армии Крайовой.

Как кончилась война, мы встретились. Моя мамочка никогда не хотела рассказывать о прошлом. Все, что я знала тогда, знала от отца. Мама также не хотела жить в Прушкуве. Хотя род моей мамы из Прушкува. И хотя там остался и дом, мама поехала один-единственный раз, в 70-каком-то году, когда приехала ее приятельница из Канады - жена того самого немца. Тогда они вместе поехали в Прушкув. Это была тема табу.

Удалось мне с мамой все же поговорить. Ирония судьбы, что с мамой удалось поговорить об этом за три недели до ее смерти. Она рассказала о прадеде, очень важном человеке из нашей семьи - он был основателем еврейской общины в Прушкове, одним из двух приобретателей земли под киркут (еврейское кладбище). На территории своего приобретения, на свои деньги он построил деревянную синагогу и микву (бассейн для ритуального омовения). Это был прадед, он умер то ли в 14-м, то ли в 17-м году. И таким образом и в годы войны, и после я была счастливым ребенком - у меня были оба мои родителя. Но это не мешало мне до боли тосковать о моих дедах и тетках, ведь не сохранилось ни одной фотографии. Я ведь не знаю, как выглядели мои деды и тетки.

Еще знаменательный факт: мой отец ведь вывел из гетто и младшую сестру моей мамы. Но она через два дня настояла, что ее место вместе с родителями, и вернулась в гетто. И никогда ни я, ни моя мама не узнали, при каких обстоятельствах они погибли. Именно поэтому я пришла в общество детей Холокоста.

Я обратилась в Еврейский институт с просьбой и вопросом, есть ли какой-то след смерти и какие-то подробности смерти членов моей семьи. И оказалось, что общество детей, спасенных от Холокоста, - это мое место, я сюда пришла и теперь - среди своих. Необычно волнующе для меня до сегодняшнего дня, что оказалась там, где могу говорить все о том, кем мы были. Этим я обязана своему отцу. Потому что моя мама считала, что никогда не будет хорошего времени для евреев. Таким образом хотела меня уберечь...

Я думаю, что после всего, что пережила моя мама, она все время жила с невероятным ощущением вины, что выбрала жизнь. Ведь все погибли. И та ее сестра, что имела шанс спастись, она была очень семитская, считала, что ее место с родителями, а моя мама все же выбрала жизнь... Родители поженились в ноябре 1939 года, была война. Отец думал, что таким образом спасет маму. А я родилась в 1942-м. Было ли это правильно?.. Я понимаю маму. Это было, безусловно, чудо. Конечно, у нас было и замечательное время. Мы все себя чувствовали достаточно безопасно. Но это очень зыбко.

У меня постоянно в памяти слова моей мамы... Мы с моей 20-летней дочкой поехали в Штаты на краткое пребывание, и, прощаясь с мамой, с полным ее согласием, она даже финансировала эту поездку. Последним ее напутствием было: езжайте и вообще не возвращайтесь. Это было для меня невероятным шоком. Год 1981-й. Это был июнь. И можете себе представить, что я со своей дочкой долетела до Соединенных Штатов 28 июня, а моя мама умерла 29-го... Как будто исполнила миссию. То, что должна была сделать... Эта новость застала меня в США, и у меня тогда не было возможности сразу вернуться. Я нарушила обещание, которое дала моему отцу, когда мне было 14 лет. Но, думаю, что грех мой прощен. Была огромная семья из нескольких десятков человек, а выжила только моя мама, ну и я, как наследница, родившаяся во время войны.

Я замужем вот уже как 56 лет, у нас есть дочка, которая живет в Соединенных Штатах, ей 29 лет. Она там осталась после учебы. И еще. У меня есть младшая сестра, у которой тоже дочка. И та тоже осталась в Штатах. Таким образом, я как бы исполнила просьбу мамы.

В ходе войны и преследований. Точное число погибших установить не представляется возможным, так как люди уничтожались целыми семьями, а номера в концентрационных лагерях давали только тем, кто мог быть использован как рабочая сила. Гибель детей и молодёжи стала одной из самых трагических страниц в истории Холокоста. Многочисленные показания, воспоминания, дневники и исследования показывают, что с первых дней антисемитской политики нацистов молодое поколение, а особенно представители еврейского народа, целенаправленно преследовалось и уничтожалось .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Альбом Аушвиц

Субтитры

Аушвиц-Биркенау. Это самый большой из созданных нацистами лагерей уничтожения. Это символ Шоа - Катастрофы еврейского народа. Это воплощение преднамеренного и абсолютного зла современной эпохи. Представленный здесь альбом фотографий известен как альбом "Аушвиц" - единственное визуальное свидетельство процесса массового уничтожения людей в Аушвиц-Биркенау. Фотографии были сделаны в конце мая - начале июня 1944 г. Эрнестом Хоффманом, либо Бернхардом Вальтером - эсэсовцами, в обязанности которых входило фотографировать узников для паспортов и снимать отпечатки их пальцев. Снимки из альбома "Аушвиц" показывают прибытие венгерских евреев, депортированных из Закарпатья. Многие из них были доставлены из гетто "Берегово", которое в свою очередь являлось местом сбора для евреев из небольших городков и сёл. Начало лета 1944 г. стало временем самых активных депортаций венгерских евреев, поэтому от станции, находившейся вне лагеря, до платформы внутри Аушвица была построена дополнительная железнодорожная линия. Многие из фотографий альбома сделаны на этой платформе. Альбом "Аушвиц" уникален. В мире не существует подобного ему. В разных ракурсах он запечатлел прибытие заключенных в лагерь. Селекция жертв, смерть в газовых камерах или рабский труд на военных предприятиях, конфискация их имущества, а также этапы подготовки евреев к немедленному физическому уничтожению. Транспорт с венгерскими евреями из Закарпатья прибыл на платформу лагеря уничтожения Аушвиц-Биркенау в мае 1944-го. На фотографиях мы видим травмированных и напуганных ужасной дорогой мужчин, женщин и детей. Они выходят из переполненного поезда. Они еще не догадываются, что только что прибыли на фабрику смерти. Лишь немногие из них останутся в живых. Эли Визель, лауреат Нобелевской премии, подростком переживший Аушвиц, так описал прибытие транспорта: "На расстоянии 1 м друг от друга "стояли эсэсовцы с наведенными на нас автоматами. "Держась за руки, мы шли в толпе. "Мужчины налево, женщины направо. "Кто-то произнес равнодушно, без малейших эмоций. "Короткие простые слова. "Долю секунды я смотрел, как мои мать и сестра повернули направо. "Я был в колонне с отцом и другими мужчинами "и видел, как они исчезают вдалеке. "Тогда, в тот момент "я не знал, что расставался с матерью и сестрой навсегда". Селекция жертв, проводимая докторами СС и надзирателями, осуществлялась 24 часа в сутки 7 дней в неделю. В Аушвиц-Биркенау постоянно приходили поезда и выгружали на рампу так называемый человеческий груз. Большинство евреев сразу же отправляли на смерть. Раздевалки перед газовыми камерами не справлялись с количеством венгерских евреев, которых привозили ежедневно летом 1944 г., поэтому приходилось ждать, когда освободится помещение. Как правило, местом ожидания становилась роща возле крематория - того места, в котором очень скоро их тела будут сожжены и превратятся в пепел. Евреям приказывали расположиться под деревьями и ждать дальнейших распоряжений. Это были последние тихие минуты, проведенные рядом с близкими перед страшной смертью в газовых камерах. Говорят, что не было людей более невинных, чем жертвы газовых камер. Эсэсовцы не объясняли людям, что их ждет. Им говорили, что надо пройти дезинфекцию и помыться. Совсем скоро узники узнают, что эти помещения на самом деле не душевые, а герметически закрытые газовые камеры. Лишь небольшую часть прибывающих евреев отправляли на принудительные работы. Их личные вещи конфисковывали, волосы сбривали наголо, на левую руку наносилась татуировка - регистрационный номер. Вот, как описал это еще один из переживших Катастрофу - писатель Примо Леви: "Впервые мы поняли, что невозможно словами выразить такое оскорбление, "такое уничтожение человеческой личности. "Невозможно упасть ниже этого. "Нам больше ничего не принадлежало. "Они забрали нашу одежду, нашу обувь, даже наши волосы. "Когда мы говорим, они нас не слышат, "а если и слышат, то не понимают. "Они отберут у нас и наши имена, "и чтобы сохранить их, нам надо быть сильными. "Только так можно объяснить двойной смысл понятия "лагерь уничтожения". Сортировка имущества, привезенного евреями в Аушвиц, проводилась еврейскими заключенными. Им было приказано разбирать узлы и отбирать самое лучшее для отправки в Рейх. Еще не заканчивалась сортировка вещей, а большинство их владельцев были уже мертвы. В картотеке лагеря нет никаких сведений о мужчинах, женщинах и детях, признанных непригодными. Этот альбом - единственный свидетель уничтожения узников лагеря. Альбом "Аушвиц" нашла после войны Лили Якоб. Она прибыла в лагерь в одном транспорте с теми людьми, которые запечатлены на снимках. На платформе в Аушвице ее безжалостно отделили от родителей и младших братьев. Больше она их не видела. Но самой ей удалось выжить. Лили передала альбом в "Яд ва-Шем". Она знала, что здесь это печальное свидетельство будет бережно сохранено и передано будущим поколениям.

«Опасные» группы

Убийства начались официально в 1939 году, их число постоянно росло на протяжении всей войны. Но преследование евреев и «ненужных» групп существовало в Германии задолго до начала войны. После печально знаменитой «Хрустальной ночи » в 1937 году евреи стали изгоями, их имущество было украдено, большинство из них было депортировано в концентрационные лагеря .

Шансы на выживание

Некоторым ещё до начала массового уничтожения помогли такие программы, как Киндертранспорт .

От маленьких детей (младенцев или детей до подросткового возраста), как правило, избавлялись в газовых камерах или просто расстреливали, стремясь «окончательно решить » вопрос уничтожения евреев. Шансы на выживание еврейских и некоторых нееврейских подростков 13-18 лет были выше, так как их труд можно было использовать. Количество спасенных детей было относительно небольшое. Некоторые выжили в гетто или в концентрационном лагере. Были очень редкие случаи, когда их удавалось прятать или выдавать за своих детей в нееврейских семьях. Но это были единичные случаи, которые не спасали положения.

Причины смерти

Дети погибали по следующим причинам :

  • Дети, которых убивали сразу, как только они прибывали в какой-то лагерь.
  • Дети, которых уничтожали, едва они появлялись на свет (среди них были и рожденные в гетто и лагерях , выжившие, потому что заключённые прятали их).
  • Дети, как правило, старше 12-13, зачастую использовались в качестве чернорабочих в лагерях на кухне, для уборки казармы, работали в помещениях по обслуживанию лошадей и делали другой рабский труд. В случае малейшего недомогания этих детей также ожидала смерть. Кроме того, дети использовались и в качестве субъектов медицинских экспериментов .
  • Дети, убитые во время карательных («антипартизанских») операций.

Гетто

В гетто, которые немцы создали в начале войны в польских городах (Варшава , Лодзь), еврейские дети умирали от голода, а также отсутствия надлежащей одежды и крова. Немецкие власти были безразличны к этой массовой гибели, потому что они считали младших детей гетто «бесполезными едоками». Немцы намеренно ограничивали еду. В гетто и различных лагерях смерти дети уничтожались в первую очередь, потому что они, как правило, были слишком молоды, чтобы их труд можно было использовать. Немецкие власти обычно выбирали их для уничтожения в первую очередь, наряду с пожилыми людьми и инвалидами. Дети, достаточно здоровые и способные к труду, часто выполняли непосильную работу на пользу лагеря и погибали, но иногда они были вынуждены делать ненужные задания, например, рытье котлованов.

Медицинские эксперименты

Дети подвергались экспериментам в разных лагерях, особенно в Освенциме , где активно работал Йозеф Менгеле . Тех, кого исследовал Менгеле, лучше кормили, их помещали в более приемлемые условия, временно им не грозили газовые камеры. Для объектов экспериментов он открыл детский сад для еврейских и цыганских детей до 6 лет. При посещении «своего» ребёнка он представлялся «дядей Менгеле», предлагал сладости. Но он был лично ответственен за гибель неизвестного числа жертв, которых убил с помощью смертельной инъекции, расстрелов, избиений и мучительных экспериментов . Сын Менгеле Рольф сказал, что отец позже не раскаялся в своих военных преступлениях .

Из воспоминаний бывшего заключенного: «Он был способен быть так добр к детям, что они начинали любить его, приносил им сахар, думал о мелких деталях их повседневной жизни, сделать так, чтобы мы им искренне восхищались… А потом мог стоять рядом с крематорием и курить, зная, что завтра или в течение получаса он отправит туда этих детей» .

Особое место в медицинских экспериментах Менгеле занимали дети-близнецы. Их подвергали еженедельным проверкам, постоянно измеряя их физические данные . Эксперименты, проведённые Менгеле на близнецах, включали ненужные ампутации конечностей, намеренное заражение одного из близнецов тифом или другими заболеваниями, переливание крови одного из близнецов другому. Часть жертв умирали во время прохождения этих процедур. После окончания экспериментов, близнецов, как правило, убивали . Нисли вспоминал, как Менгеле лично убил четырнадцать близнецов за одну ночь, сделав инъекции хлороформа в сердце . Если один из близнецов умирал от болезни, Менгеле убивал другого, делая сравнительные посмертные отчёты.

Эксперименты Менгеле с глазами включали попытки изменить цвет глаз с помощью введения инъекционных химических веществ в глаза живых субъектов. Он убивал людей с гетерохроматическими глазами, удаляя глаза и отправляя их в Берлин для изучения. Для Менгеле искали беременных женщин, над которыми он проводил эксперименты перед отправкой их в газовые камеры. Свидетельница Вера рассказала, как он сшил спины двух близнецов, пытаясь создать сиамских близнецов. Дети умерли от гангрены после нескольких дней неимоверных страданий.

Способы выживания

И однако многие дети смогли выжить. Некоторым помогло участие в подпольной деятельности сопротивления. Часть из них были отделены от родителей или других родственников, другие стали еврейскими партизанами.

Между 1938 и 1939 годами организация Киндертранспорт (Детский транспорт) отправила около 10000 еврейских детей (без родителей) в Великобританию из нацистской Германии и оккупированных немцами территорий.

Некоторые неевреи прятали еврейских детей, иногда, как в случае с Анной Франк , и других членов семьи.

Известные дневники детей - жертв Холокоста

См. также

  • Расстрел воспитанников Нижне-Чирского детского дома

Примечания

Литература

  • Алексеев Н. С. F. Kaul. Nazimordaktion, T. 4. Ein Bericht uber die erste industrimabig durchfuhrte Mordaktion des Naziregimes. Berlin. VEB Verlag Volk und Gesundheit, 1973. :(Рецензия) / Н. С. Алексеев // Правоведение. - 1977. - № 1. - С. 122-124
  • Хандорф Г. Убийства под знаком эвтаназии при нацистском режиме // Новости медицины и фармации. - 2010. - № 329 .
  • Зорин Н. А. Психиатрия нацистской Германии // Дневник психиатра. - 2015. - № 1 . - С. 5-7 .
  • Robert Jay Lifton . The Nazi Doctors: Medical Killing and the Psychology of Genocide. - Basic Books, 2000. - 561 p. - ISBN 9780465049059 .
  • Aderet, Ofer Ultra-Orthodox man buys diaries of Nazi doctor Mengele for $245,000 (неопр.) . Haaretz (22 July 2011). Дата обращения 2 февраля 2014.
  • Allison, Kirk C. Eugenics, race hygiene, and the Holocaust: Antecedents and consolidations // Routledge History of the Holocaust. - Milton Park; New York: Taylor & Francis, 2011. - P. 45–58. - ISBN 978-0-415-77956-2 .
  • Astor, Gerald. Last Nazi: Life and Times of Dr Joseph Mengele. - New York: Donald I. Fine, 1985. - ISBN 0-917657-46-2 .
  • Blumenthal, Ralph (22 July 1985). “Scientists Decide Brazil Skeleton Is Josef Mengele” . The New York Times . Arthur Ochs Sulzberger, Jr. Дата обращения 1 February 2014 .
  • Brozan, Nadine (1982). “Out of Death, a Zest for Life” . The New York Times .
  • Evans, Richard J. The Third Reich at War. - New York: Penguin, 2008. - ISBN 978-0-14-311671-4 .
  • Hier, Marvin Wiesenthal Center Praises Acquisition of Mengele"s Diary (неопр.) . Simpn Wiesenthal Center (2010). Дата обращения 2 февраля 2014.
  • Kershaw, Ian. Hitler: A Biography. - New York: W. W. Norton & Company, 2008. - ISBN 978-0-393-06757-6 .
  • Kubica, Helena. The Crimes of Josef Mengele // Anatomy of the Auschwitz Death Camp. - Bloomington, Indiana: Indiana University Press, 1998. - P. 317–337. - ISBN 978-0-253-20884-2 .
  • Lagnado, Lucette Matalon; Dekel, Sheila Cohn. Children of the Flames: Dr Josef Mengele and the Untold Story of the Twins of Auschwitz. - New York: William Morrow, 1991. - ISBN 0-688-09695-6 .
  • Levy, Alan. Nazi Hunter: The Wiesenthal File. - Revised 2002. - London: Constable & Robinson, 2006. - ISBN 978-1-84119-607-7 .
  • Lifton, Robert Jay (21 July 1985). “What Made This Man? Mengele” . The New York Times . Дата обращения 11 January 2014 .
  • Lifton, Robert Jay. The Nazi Doctors: Medical Killing and the Psychology of Genocide. - New York: Basic Books, 1986. - ISBN 978-0-465-04905-9 .
  • Longerich, Peter. Holocaust: The Nazi Persecution and Murder of the Jews. - Oxford; New York: Oxford University Press, 2010. - ISBN 978-0-19-280436-5 .
  • Mozes-Kor, Eva. Mengele Twins and Human Experimentation: A Personal Account // The Nazi Doctors and the Nuremberg Code: Human Rights in Human Experimentation. - New York: Oxford University Press, 1992. - P. 53–59. - ISBN 978-0-19-510106-5 .
  • Nash, Nathaniel C. (11 February 1992). “Mengele an Abortionist, Argentine Files Suggest” . The New York Times . Дата обращения 31 August 2014 .
  • Nyiszli, Miklós. Auschwitz: A Doctor"s Eyewitness Account. - New York: Arcade Publishing, 2011. -

А мультфильм "Гадкий Я" придумали в Белом доме, чтобы противостоять фашизму

Пользователи утверждают, что прототипами Миньонов (Minions), маленьких желтых существ из мультфильмов "Гадкий Я", были еврейские дети, замученные нацистами во время Второй мировой войны.

По этой версии, в костюмах с небольшим отверстием для глаз детей отправляли в газовые камеры, где они плакали и на идише просили о помощи. Из-за скафандров их слова становились совсем неразличимыми, а получающийся тоненький звук очень веселил "экспериментаторов".

А поскольку сходство Миньонов с людьми на фото очевидно, многие стали утверждать, что Обама поручил Голливуду созжать этот мультфильм специально (!), чтобы напомнить людям об опасности фашизма и больше не допустить подобного ужаса.

Каждый такой пост получает множество комментариев, полных сожаления и сочувствия.

Это не так!

На самом деле эта фотография сделана в начале XX века и на ней нет никаких детей. Это всего лишь первые водолазы в гидрокостюмах - экипаж подводной лодки в скафандрах, 1908 год.

А вот как трансформировались гидрокостюмы с тех пор.

В 1914 году Честер МакДаффи (Chester MacDuffee) построил первый водолазный костюм с шариковыми подшипниками, чтобы обеспечить подвижность суставов. Изобретение протестировали в Нью-Йорке на глубине 65 метров.

1926. Металлический водолазный костюм P-7 фирмы «Neufeldt-Kuhnke» тестируют во Франции.

30 ноября 1925. Изобретатель Дж. С. Пересс объясняет, как работает его новый нержавеющий гидрокостюм на выставке судоходства в Лондоне. Он весил почти 250 кг и мог погружаться на глубину 198 м.

15 августа 1931. Американский изобретатель Х. Л. Боудин со своим глубоководным гидрокостюмом с установленными на плечах 1000-ваттными лампами.

23 июня 1933. Группа парней из Лос-Анджелеса в водолазных шлемах, сделанных из частей водонагревателей и прочих деталей.

Загрузка...