Dom2stars - Женский портал

Лекция семья в жизни человека пожилого возраста типология семейных отношений пожилого человека типология взаимоотношений пожилых супругов. Супружеские отношения в пожилом возрасте

На последних этапах жизненного цикла индивида исключительно большую роль играет семья. Она представляет для пожилого человека ближайшее социальное окружение, оказывает как позитивное, так и негативное воздействие на его адаптацию к изменившимся после выхода на пенсию условиям жизни. К тому же часто наступающее в этот период ухудшение здоровья и усиливающееся снижение мобильности ограничивает интересы и виды деятельности пожилых людей, все внимание переключается на семейные дела. Семейные контакты при этом заменяют другие утраченные контакты. Ослабление здоровья, возрастающее с годами физическое одряхление ставят пожилого человека все в большую зависимость от других членов семьи, он нуждается в их опеке и помощи. Особенно эта потребность проявляется в периоды обострения болезней. Находясь в семье, пожилые и старые люди могут надеяться на безопасность и независимость от трудностей, с которыми им приходится сталкиваться. В тоже время, выполняя посильную работу по дому, помогая остальным членам семьи в ведении домашнего хозяйства и в уходе за детьми, пожилой человек обретает чувство уверенности в своей полезности, что помогает ему в определенной мере адаптироваться к периоду старости.

Семья может представлять пожилым людям прямую и косвенную экономическую поддержку, оказывать различного рода социально-бытовые услуги, обеспечивать необходимый уровень потребления и комфорта, условия для досуга и отдыха. Этим, однако, не ограничиваются функции семьи по отношению к пожилым людям. В семье они сохраняют возможность целенаправленных, содержательных и полезных занятий, интенсивного межличностного общения. Участвуя в принятии семейных решений, они поддерживают свой престиж, а, обсуждая с более молодыми членами семьи их внесемейную деятельность, находят применение своему опыту, в том числе и профессиональному. В семье пожилой человек в дополнении к собственным использует и ее социальные контакты, что позволяет вести ему более активный образ жизни. А если человек, ушедший на пенсию, живет в семье, то она может служить лучшим средством от «пенсионной болезни».

Место пожилого человека в семье, так же как и в обществе в целом, определяется общим социально-экономическим и культурным развитием, материальными и хозяйственными взаимоотношениями, местными и, в частности, национальными обычаями.

Современные тенденции в развитии семейных отношений приводят к тому, что разрушаются старые патриархальные двух- и трехпоколенные семьи. Это происходит из-за более ранней независимости (полной или частичной) молодого поколения и его самостоятельности. Изменилось понятие семьи: семья – это не только люди, живущие под одной крышей. Современные транспортные, телефонные и другие средства связи создали возможности нового вида семейных объединений. Например, 80-летняя мать живет одна, самостоятельно; ее 60-летняя дочь с мужем живут на расстоянии трех кварталов; женатый 50-летний сын живет несколько дальше; есть еще внуки и правнуки. Все считают себя членами одной большой семьи, поддерживают постоянные контакты друг с другом и по мере надобности оказывают друг другу помощь, вместе проводят праздники и семейные торжества. Эта семья включает в себя несколько нуклеарных семей (нуклеарная – от латинского слова «ядро»). Современная семья стала многоядерной, а если придерживаться латинских терминов, то мультинуклеарной или мультифамильной.


Американские социологи, выделив три поколения - прародители, родители и женатые дети, проведя соответствующее исследование, получили интересные данные. Первая группа больше получает, чем дает экономической помощи, эмоциональной поддержки, помощи при заболеваниях и в домашнем хозяйстве и только в уходе за детьми их помощь абсолютно безвозмездна. Вторая группа больше дает, чем получает экономической помощи, больше оказывает помощи в домашнем хозяйстве, в уходе за детьми и в эмоциональной поддержке. Что же касается помощи по уходу за больными, то они получают столько же, сколько и отдают. И, наконец, третья группа, женатые дети оказываются в должниках по экономической помощи и помощи по дому, особенно по уходу за детьми, зато они неоценимы в оказании эмоциональной поддержки и уходе за больными родителями и прародителями.

В России исследования взаимопомощи между родителями – пенсионерами и их взрослыми детьми проводились лишь однажды, лет двадцать назад. Но и эти данные показали, что старшее поколение больше отдает, чем получает. Различие в поведении американских и российских пенсионеров по отношению к помощи взрослым детям в том, что первые считают необходимым делать это только в кризисных ситуациях, а вторые – постоянно. В сложных экономических условиях российские пенсионеры живут относительно стабильно, тогда как их взрослые дети и внуки испытывают большие проблемы с работой, образованием, и это также увеличивает объем помощи старших поколений младшим. Во многих семьях финансовая поддержка (пенсия) при постоянной задержке заработной платы является единственным источником существования. Сходство же наблюдается в том, что и те, и другие получают, по их словам, от этого удовольствие. Пожилые и старые родители считают: «Я помогаю, значит, я еще нужен, значит я живу». Хотя в России в последние годы наблюдается тенденция «усталости» у пожилых людей от необходимости оказания постоянной материальной помощи детям и внукам в ущерб своими проблемам (здоровье, комфорт, отдых и другие ценности).

Процесс расчленения сложной семьи прогрессирует, и это приводит к тому, что все чаще мы встречаем семьи, состоящие из одной пожилой супружеской пары, которая через определенное время может перейти в категорию одиночек (в результате смерти одного из супругов).

На семейное положение пожилых людей существенное влияние оказывают многие факторы, в том числе пол, возраст, место проживания (деревня или город), супружество, наличие детей. Первые три относятся к макросоциальной, а четвертый и пятый – к микросоциальной сфере.

Говоря о роли пола в семейной жизни лиц пожилого возраста, отметим, что среди пожилых людей гораздо больше женщин, чем мужчин. Особенно они доминируют в старших возрастных группах. Это объясняется большим долголетием женщин и частично – более ранней смертью мужчин. Нельзя не учитывать рост этой диспропорции в результате военных потерь. В итоге у нас больше одиноких женщин, чем одиноких мужчин. Следует также отметить, что мужчины, потеряв жену (овдовев), гораздо легче вступают в брак и берут, как правило, жену моложе себя. У пожилых вдов гораздо меньше в связи с этим шансов вступить в повторный брак. Значительную роль для вступления в поздний брак играет не только материальный, но и моральный фактор, стремление избавиться от одиночества, приобрести друга и спутника жизни в период старости. Одиночество связано с усугублением чувства изоляции в обществе, с прекращением работы. Психологическая неудовлетворенность своим положением нередко влечет за собой быстрое наступление физического одряхления, сопровождающегося иногда психическим расстройством. Как правило, одинокие старики живут в худших экономических и бытовых условиях, чем семейные. Довольно часто одиночество приводит к суицидным поступкам. И у мужчин, и у женщин достаточно высок суицидный риск в случае утраты одного из супругов или другого близкого человека. В целом 25% суицидов связаны с необратимой утратой1. В возрастном этапе 55-65 лет наблюдается так называемая реакция демобилизации, возникающая как результат ухода на пенсию, должностного понижения или общего психического кризиса позднего возраста. Будущее рисуется в мрачном свете, планов и намерений нет, а прошлое, наоборот, идеализируется, окрашивается в исключительно розовый цвет. У человека появляются пассивные суицидные высказывания типа «жить не стоит», «все в прошлом», «никогда не вернуть того, что было». Это должно насторожить родных и близких, они обязаны понять, что пожилому человеку срочно требуется помощь.

Несмотря на относительное многообразие конкретных подходов к периодизации психологического старения в пожилом возрасте, более или менее общепризнанным является выделение серьезного кризиса именно в 55-60 лет. Изменение социального статуса и внутренней позиции человека по отношению к своей жизни – главное содержание этого кризиса. В теории «освобождения от дел» или «разобщения» У. Генри и Э. Камминга разобщение состоит в разрыве между личностью и обществом, уменьшении энергии личности и ухудшении качества тех социальных связей, которые еще сохраняются между ней и обществом. Уменьшается информация, наблюдается спад коммуникабельности, изменяются мотивация, интересы, сужается их круг, сосредотачиваясь при этом на внутреннем мире личности. У. Генри выделил три группы пожилых людей. Два энергичных типа – это те, кто либо продолжает выполнять свою прежнюю социальную роль, трудясь на производстве, либо ведет жизнь на пенсии, наполненную активным досугом, любительскими занятиями, общественной деятельностью. Пассивная группа – это люди с низким уровнем психической энергии, не занятые ни на производстве, ни вне его, а погруженные в мир своих личных забот и переживаний2 . Выход на пенсию – сложное, многоплановое событие и социальный процесс. Пожилой человек адаптируется к новым социальным ролям, новому положению, социальному микроокружению. В.Д.Шапиро отмечает, что женщины чаще удовлетворены уходом на пенсию, чем мужчины, так же как и мужчины сталкиваются с более радикальными изменениями в своей жизни и, следовательно, их адаптация проходит быстрее. Женщины более подготовлены к переходу на положение пенсионеров. Это, возможно, связано с изменением степени участия в домашнем хозяйстве: для женщин – это лишь увеличение объема ранее выполняемых функций, в то время как большинству мужчин приходится впервые осваивать новые для них роли в семье 2.

В возрасте от 65 до 75 лет возможно возникновение суицидоопасных депрессий. Довольно часты случаи, когда пожилой человек может находиться в оппозиции к семье. Невнимание к его проблемам со стороны родственников приводит к тому, что он в качестве протеста, не добившись результатов, выбирает суицидный поступок.

Возрастная группа старше 75 лет считается традиционно сложной в плане психологического и психотерапевтического воздействия. Чаще всего это старики и старушки, сохраненные соматически и психически, но не видящие смысла в своей жизни.

Семья становится основным фактором, сдерживающим суицидальное поведение пожилого человека. В ней должны строиться отношения на основе личной ответственности за благополучие всех и каждого, стремления облегчить положение лиц старшего возраста 3.

Говоря о месте проживания, нужно отметить, что ведение деревенского или городского хозяйства также оказывает влияние на семейные отношения. До недавнего времени в деревне господствовал обычай, сохранявший старым родителям место в доме до самой смерти, ибо единое хозяйство кормило все поколения. Позднее ситуация резко изменилась, и уже многие дети, создав семьи, не хотят жить под одной крышей со своими родителями. Возможность поддержки пожилых родственников имеется, если разные поколения не разделены ни большим расстоянием, ни общественным положением. Однако, в последние годы в России резко возросла миграция населения, особенно молодежи, в связи с чем старые люди остаются одни (особенно в сельской местности) и не получают достаточной помощи от своих детей и внуков.

Важным фактором, влияющим на положение пожилых людей, является супружество. Пожилой возраст – заключительная фаза супружеской жизни. Исследования показали, что супружество и в этот период играет важную роль. Для большинства пожилых людей прямые родительские обязанности, – если, конечно, они у них были, – прекращаются в поздней взрослости. В среднем, по данным Г. Крайга, пожилые супружеские пары сообщают о большей удовлетворенности браком после того, как их выросшие дети начинают жить отдельно. Первоначально могут возникать некоторые сложности, потому что, когда не отвлекают дети, людям нужно заново научиться жить вдвоем. Но большинство пар, вырастивших детей и сохранивших брак, утверждают, что испытывают меньшее напряжение и более сильное чувство удовлетворенности и гармонии. Кроме того, пары, которые сообщают при опросах об удовлетворенности, превышающей средний уровень, часто говорят, что брак стал занимать более важное место в их эмоциональной жизни. Он стал для них источником утешения, поддержки и душевной близости 1.

Смерть одного из супругов обычно тяжело травмирует другого, изменяя его образ жизни и поведение. Нередко после этого человек отказывается вести собственное хозяйство и попадает в зависимость от своих близких. Одиночество стало уделом многих женщин. Мужчины, потеряв супругу, чаще, чем женщины, создают новые семьи или переходят жить в семьи детей, родственников, переезжают в дома-интернаты. Женщины же в большинстве случаев остаются одни. Пропорция замужних женщин и женатых мужчин в возрасте 65 лет и более составляет, как показывают данные исследований, 1:3 1. По имеющимся данным многие одинокие люди находятся в изоляции от общества, никто их не навещает, и они не навещают никого. Не во всех случаях причиной является отсутствие родных, некоторые просто-напросто не поддерживают никаких контактов с имеющимися у них родственниками. Одинокий образ жизни и одиночество родственны друг другу, но их не следует отождествлять. Первое из них можно было бы назвать физическим, а второе – социальным. Чувство одиночества – очень тяжелое переживание, связанное с утратой существенных жизненных ценностей, либо близкого человека, либо переживание покинутости, брошенности. Оно явственно отражает психофизическое состояние пожилого человека, затрудняя завязывание новых и поддержание старых контактов и связей.

И, наконец, фактор, влияющий существенно на жизнь пожилого человека, – дети. Большинство людей пожилого возраста имеют детей. Семейные связи и контакты поколений поддерживаются главным образом по прямой линии. Отношения с братьями и сестрами активизируются, когда нет более близких родственников. Проживая вместе или недалеко друг от друга, родители и их взрослые дети оказывают взаимные жизненно важные услуги и помощь. Для родителей это имеет значение не столько в материальном отношении, сколько в эмоциональном, как выражение памяти и близости, уважения и сердечности. Услуги и помощь со стороны взрослых детей имеют для родителей тем большую ценность, что во многих случаях они являются единственно значимыми для них контактами с людьми. Со временем меняется характер взаимной помощи между родителями и детьми. Родители в возрасте 65-70 лет в целом делают для своих детей больше, чем получают от них, но пропорция становится обратной при возрасте родителей старше 75 лет. Обмен услугами и помощью несравнимо выше между родителями и взрослыми детьми, живущими вместе или недалеко друг от друга, чем между живущими на значительном расстоянии. 65% родителей утверждают, что не получают никакой помощи от детей, живущих отдельно, но только небольшое число (10% крестьян, 20% остальных) сообщают, что не получают никакой помощи от детей, живущих вместе с ними.

Обычно рост численности пожилых людей ассоциируется с ростом численности людей, требующих ухода и опеки. Однако, процент людей, нуждающихся в опеке, колеблется от 20% до 30%. Число нуждающихся во временном уходе и помощи находится в этих же пределах. Кроме того, далеко не каждый пожилой человек нуждается в помощи, во всяком случае не на протяжении всей своей старости. Очень многие имеют благоприятные экономические и жилищные условия, но болеют, а в случае необходимости могут воспользоваться службами здравоохранения. Число пожилых людей, обходящихся без постоянной помощи в занятии домашними делами, во много раз превышает число нуждающихся в такой помощи.

Однако, несмотря на это, пожилые родители отмечают, что хотели бы поддерживать тесные отношения со взрослыми детьми, но жить отдельно. Такой же подход характерен для детей в среднем возрасте. Это явление принято обозначать «близость на расстоянии». Подобное стремление не носит всеобщего характера. Так, например, пожилые родители, которые больны, не имеют сил или средств для самостоятельной жизни, предпочитают жить с детьми, и это их желание очень часто разделяют сами дети и их семьи. Хотя пожилые родители при этом оценивают семейные отношения как «достаточно хорошие», это вовсе не означает, что они складываются успешно. Так, примерно 1/4 часть родителей, живущих вместе со взрослыми детьми, отмечают, что у них не лучшим образом складываются отношения с невестками (зятьями) и даже с сыновьями (дочерьми). Зачастую пожилые люди сталкиваются с непониманием со стороны младших родственников, считающих, что семья должна составлять чуть ли не единственный объект их интересов и воспринимающих их вклад в решение семейных проблем как нечто само собой разумеющееся.

И все же для большинства пожилых людей семья является центром их интересов, местом удовлетворения многих человеческих потребностей, важнейшей сферой деятельности. Отношение семьи к пожилому человеку во многом служит показателем ее сплоченности и стабильности. Благоприятная семейная среда может обеспечить активный, разносторонний и полноценный образ жизни пожилого человека, способствовать его долголетию. В целом семья остается уникальным, ничем не заменимым источником поддержки и помощи пожилым и старым людям. Она разделяет с обществом ответственность за их социальное функционирование, материальное благополучие, физическое и моральное здоровье.

Наш эксперт - психолог Татьяна Дмитриева.

Здоровье и деньги

Серебряная свадьба давно позади, дети взрослые и внуки уже немаленькие, а собственный брак становится всё напряжённее. Казалось бы, отношения, сложившиеся за годы, уже ничто не может надломить, но нарастают холодность, раздражение друг на друга, приступы взаимной неприязни.

Как правило, в основе эмоционального отчуждения лежат неразрешённые проблемы. Общими для пожилых пар являются:

Ухудшение здоровья. На фоне хронических заболеваний развиваются несдержанность, раздражительность, категоричность.

Снижение материального уровня. Согласно статистике, лишь 20% пожилых семей у нас в стране относительно материально благополучны. Но, даже если супруги сумели отложить на старость, для большинства пар это не бездонные запасы, деньги могут в любой момент понадобиться на лечение, аварийный ремонт квартиры или машины. Постоянные ограничения побуждают менять привычный образ жизни (сокращаются траты на отдых, одежду, питание), что нередко способствует возникновению конфликтов между супругами, усиливает неприязнь и отчуждение.

Кто виноват

Однако большую роль в отношениях супругов играют и субъективные факторы. Неприязнь, отчуждение не возникают вдруг, они тянутся из прошлого. Возможно, истоки в давней обиде, например измене, которая прощена формально, но засела в памяти, как нарывающая заноза, которая напоминает о себе время от времени.

А может, и в молодости супруги не составили единства: их жизненные установки, стремления оказались разнонаправленными, но на развод пара так и не решилась.

Бывает и так, что отношения пожилой пары обостряются после выхода на пенсию. Мужское «я» острее реагирует на изменение статуса: уход с работы резко снижает самооценку, многие мужчины не знают, чем себя занять, что повышает уровень тревожности. Порой дело доходит до невроза и даже депрессии. Муж всё чаще начинает замечать дома какие-то недостатки, на которые прежде не обращал внимания, упрекает жену, что она слишком много внимания уделяет детям и внукам, забывая о нём.

Для женщины же переход к будничной жизни не столь драматичен, но недостаточное внимание со стороны мужа, близких она расценивает также болезненно. В общем, поводов для «ледяного периода» отношений возникает множество, и в каждой семье они свои.

Бессмысленно выяснять, кто виноват в этом - он или она. За погоду в семье всегда ответственны двое.

Помощь со стороны

В третьем возрасте развод - крайняя мера, на которую, к счастью, решаются немногие. Но как найти выход из трудной ситуации?

Самый эффективный путь преодоления отчуждения - обратиться в центр психологической помощи (кстати, многие из них работают бесплатно) и вместе со специалистом разобраться в возникших проблемах, научиться анализировать и решать их, что называется, по мере поступления.

Неплохо освоить также технику релаксации и аутотренинга. Это доступно в любом возрасте и помогает улучшить не только психологическое, но и физическое самочувствие.

Семь шагов к примирению

Изменить свои отношения, найти больше точек сближения помогут и шаги навстречу друг к другу.

1. Уходите от конфликта. Чувствуете, что вот-вот разразится гром? Найдите предлог, чтобы избежать ссоры. Например, можно срочно отправиться в магазин, «случайно» вспомнив, что позарез нужно что-то купить к столу.

2. Попытайтесь относиться к возникающим неурядицам с юмором - это лучший способ разрядить обстановку и снять напряжение.

3. Обсуждайте вместе возникшие проблемы: пусть каждый выскажет свой взгляд на ситуацию - выход можно найти только вдвоём. При этом не обвиняйте партнёра: «Ты обещал, но не сделал…», а используйте фразы типа «Мне хотелось, я надеялась…» Этот приём поможет погасить раздражение супруга и настроиться на конструктивный разговор.

4. Планируйте сообща семейный бюджет на неделю, на месяц, решайте, на чём и сколько можно сэкономить и на что будут истрачены эти средства.

5. Постарайтесь преодолеть однообразие будней - это большая проблема многих пожилых пар. Хотя бы раз в неделю стоит выбраться из дома и провести время вдвоём. Не игнорируйте экскурсии и вечера, которые, кстати, нередко проводят центры социального обслуживания. Между прочим, нередко многие пары знакомятся там с другими и начинается новая дружба семьями.

6. Стройте планы на будущее. Вы можете наметить отдых в санатории или пансионате, затеять перемены в доме, на даче. Ничто не сближает больше, чем общие задачи и интересы.

В тему

Певица Лоя

Главное - не навязываться друг другу в любом возрасте. Возможно, стоит пожить раздельно или вместе, но независимо друг от друга. И конечно, необходимо понять, почему появляется чувство одиноче-ства.

Семья - культурный универсалий мира. Для разных стран, народов и времен характерен именно такой способ организации личной жизни, именно этот социальный институт. Когда распадается семья - распадается связь времен, потому что семья обеспечивает непрерывность развития человеческого. Все её функции направлены на сохранение непрерывности: репродуктивная - на продолжение человеческого рода; социализация ребенка, установление моральных императивов, сохраняет и развивает человеческую культуру; удовлетворение семейных материальных потребностей создает главный стимул для экономического воспроизводства. Однако каждый народ имеет свою собственную историю и свою специфику организации семейной жизни. Современная семья - продукт длительной эволюции при сохранении национальных традиций. Понять сегодняшние коллизии в семье как социальном институте возможно только через познание её исторических особенностей и того общества, в котором она развивалась. С другой стороны, постичь русский национальный характер вне понимания истории семейных нравов, укладов тоже невозможно. В истории семьи отыскиваются корни многих социальных институтов и ключи к объяснению неповторимого колорита России. Рассмотрим историю российской семьи за последние 100- 150 лет. За этот исторически короткий срок российская семья из традиционно крестьянской (по переписи 1897 года 106 млн из 125 млн населения России - крестьяне) преобразовалась в современную, преимущественно городскую, семью. Изменился уклад семейной жизни: от патриархального к биорхатному. Сельский крестьянский быт XIX века с его обрядами и обычаями держал под своей культурной эгидой абсолютное большинство населения. В какой-то степени исключение составляла российская аристократия. Крестьянская семья по своей культуре и быту резко отличалась от аристократической, ориентированной на Западную Европу. Водораздел проходил через психологический склад личности: крестьянину была свойственна привязанность к общине, к семье, тогда как аристократам был присущ европейский индивидуализм. Но будучи соотечественниками, придерживавшимися одной религии, одних и тех же традиций, они имели много общего. Во главе семейства Ростовых, так же как и любой крестьянской семьи - отец, всем распоряжающийся и все определяющий в доме. Власть главы семьи переходила от отца к сыну или брату, то есть наследование властных полномочий и в крестьянской, и в царской семье шло по одной и той же схеме. Историк и этнограф И.Забылин, собиратель описаний русских преданий, обычаев и обрядов писал: "... у славян всегда почитали старших себя. Главой семейства был родоначальник или отец. Жена, дети, родственники и слуги повиновались этому главе беспрекословно" ("Русский народ"). Возможно, потому тоталитаризм и его разновидность - казарменный социализм, с их непременным вмешательством в личную жизнь, с коллективными хозяйствами и коммунальными жилищами, имели благодатную почву и сравнительно легко (относительно стран Восточной Европы) привились на российских просторах. Проведенный нами исторический экскурс должен объяснить, почему семьи людей старших возрастов чаще тяготеют к авторитарному типу и редко к эгалитарному. Безусловно, не только возрастная характеристика определяет тип семьи. Последний складывается под влиянием ряда признаков: территориального (город или село), этнического, имущественного, зависим от образовательного и культурного уровня, наличия или отсутствия детей, психологических особенностей супругов, семейного стажа и других привходящих обстоятельств. Важно подчеркнуть, никем прежде не отмеченный факт в диалектике развития семейных форм. Урбанизация значительно модернизировала семью: дети и родители живут в разных домах, а порой и разных городах, но между ними существуют устойчивые связи и взаимопомощь. Изменилось само понятие семьи, в связи с изменением её структуры. Ныне семья - это не только люди, проживающие под одной крышей. Современные транспортные, телефонные и другие средства связи, СМИ создали возможность нового вида семейных объединений. Живя на расстоянии друг от друга, люди осознают себя членами одной большой семьи, включающей в себя несколько нуклеарных семей. Семья стала мультинуклеарной , это новый этап в развитии старого социального института - семья.

Социологи семьи подробно разработали проблемы молодежной семьи, в меньшей степени - семьи среднего возраста, но почти не затронули проблем пожилой семьи. Демография свидетельствует, что частота разводов зависит от возраста супругов. Обычно она достигает максимума между 20 и 30 годами, а минимума в возрастах старше 50 лет. Влияние возраста супругов как фактора стабилизации брака тесно переплетается с продолжительностью брака: максимум разводов приходится на первые 5-10 лет, минимум, приближающийся к нулю - при длительности брака 30 и более лет. Теория социального распределения ролей утверждает, что среди доминирующих мужских качеств приоритетное место занимает запрет на выражение чувств и эмоциональное поведение, невнимание к проблемам здоровья. В целом же в представлении о мужественности всегда присутствует мотив "антиженственности". С возрастом мужские качества тускнеют, страх женственности теряет былую жесткость, вместе с этим отступает противоположность мужских и женских ролей. Супруги приобретают общий язык, становятся родными не по крови, а по долгим прожитым годам, по образу жизни и мысли, по взглядам, привычкам и вкусам. Даже в бывших конфликтных семьях стихают раздоры. Отношения пожилых супругов могут служить лучшим примером, иллюстрирующим теорию символического интеракционизма: каждое движение, жест, выражение лица несут в себе значение, понятное обоим сторонам общения. Каждый из супругов способен предугадать альтернативные поведенческие реакции другого и смоделировать собственное поведение.

Но было бы заблуждением полагать, что для пожилых партнеров мели и рифы в супружеских отношениях позади . Ни возраст, ни семейный стаж не дают гарантий мира и согласия. Лев Толстой убежал от Софьи Андреевны в 82 года, прожив с ней 48 лет. Еще одно заблуждение, что в пожилом возрасте отсутствует необходимость приспособления, как утверждают некоторые авторы (Е.А.Якуба. Социология. Харьков, 1996). В пожилом возрасте под влиянием субъективных и объективных обстоятельств происходят частичные вполне естественные ухудшения зрения, слуха, вкусовых ощущений, замедление реакций, изменения внешности, походки и т.п. Все это отражается на характере и манере поведения. Самому себе человек может казаться малоизменившимся, тогда как партнер фиксирует все эти изменения и ему требуются усилия, чтобы приспособиться к новым ситуациям. Мы предлагаем следующую типологию отношений между пожилыми супругами:

1. сосуществователи, партнеры-конкуренты, влюбленные друзья. К типу "сосушествователей" относятся пары, которые живут вместе как бы по привычке, за долгую жизнь у них накопилось столько обид друг на друга, что под их грузом забылось первоначальное чувство, которое объединило этих людей когда-то. Супруги уже "не выясняют отношений", потому что никаких отношений нет, они абсолютно безразличны друг к другу. Как возникают такие пары? Аристофан, создатель мифа о двух половинах, устами Платона объяснил: они соединились не своими половинами и не составили единства. Современные Платоны дают другое объяснение: они не смогли преодолеть барьеров отчуждения, их стремления, установки характеры оказались разнонаправленными.

2. "партнеры-конкуренты". Этих людей когда-то, в молодые и зрелые годы, объединяло какое-то общее занятие, возможно специальность. Вместе они составляли хороший тандем, движущийся вверх к высотам карьеры. Они постоянно следили за тем, чтобы любая работа, в том числе и домашняя, выполнялась на паритетных началах. На старости лет, когда карьерные мотивы отошли в прошлое, совместные успехи потеряли свою ценность и остались только скука от однообразия, взаимные упреки в выборе для себя более легкого задания, в нарушении основного договора о партнерстве.

3. "влюбленные друзья". Отношения, построенные на любви и дружбе, которые эти люди сумели пронести через всю жизнь. О такой пожилой паре Андре Моруа писал: "Таким супругам скука не страшна... Почему? Потому что каждый из них настолько хорошо знает, что именно может заинтересовать другого, потому что у обоих вкусы настолько совпадают, что беседа между ними никогда не замирает. Прогулка вдвоем для них так же дорога, как в своё время им были дороги часы любовных свиданий... Каждый знает, что другой не только поймет его, но заранее обо всем догадывается. В одно и тоже время оба думают об одних и тех же вещах. Каждый просто физически страдает из-за нравственных переживаний другого" ("Письма незнакомке").

И.И.Мечников на основе собственных наблюдений отмечал, что "долговечность часто обнаруживается у супругов, не имеющих ничего общего, кроме образа жизни" ("Этюды оптимизма"). И еще одно интересное наблюдение, подтвержденное исследователями разных стран от Нидерландов до Японии. Продолжительность жизни женатых мужчин больше, чем холостых, а у холостых выше, чем у вдовцов. Смертность женатых мужчин от болезней сердца, онкозаболеваний в два раза ниже, чем у разведенных и что самое удивительное в четыре раза ниже от дорожных катастроф. Суицид более чем в четыре раза популярнее у разведенных, чем у женатых.

БЕРЕГИТЕ ДРУГ ДРУГА!

Главная > Реферат

Семьи пожилых супругов

Специфику последней, шестой стадии жизненного цикла семьи опреде-ляет вхождение супругов (либо одного из них, если разница в возрасте до-статочно велика) в завершающий период онтогенетического развития - пе-риод старения и старости. Возрастные задачи развития в этот период опосредуют задачи развития семейной системы в целом. В тоже время увеличивается значение семьи для пожилого человека, прежде всего, в связи с потребностью в общении, взаимопомощи, необходимостью организации и поддержания жизни. Это связано с тем, что пожилой человек уже не имеет прежних сил, энергии, не может переносить нагрузки, часто болеет, нуждается в особом питании и уходе за собой.Выход на пенсию приводит к коренной перестройке всех жизненных устремлений личности. В.Д. Шапиро указывает на три основные группы потребностей и соответст-вующие им ценностные ориентации пожилых людей: 1) социальные по-требности (в значимой деятельности, содержательном досуге, спокойном отдыхе, хороших материальных и бытовых условиях); 2) социально-психо-логические потребности (в межличностном общении, уважении, независи-мости, внимательном и заботливом отношении окружающих); 3) потреб-ность в сохранении здоровья. Приоритетными интересами для пожилых людей являются благополучие и успехи их детей и внуков, близких людей. Особенность супружеской жизни пожилых пар состоит в изменении сексуальных отношений с учетом климактерических нарушений у женщины и мужчины.В отличие от предшествующих стадий жизненного цикла семьи необхо-димость изменения ее ролевой структуры определяется неравномерностью процессов старения супругов и утраты их прежних возможностей. Боль-шое значение имеет также фактор прекращения профессиональной дея-тельности, влияющий на распределение ролей «кормильца» и «хозяйки (хозяина) дома» между супругами. Женщины гораздо успешнее и быстрее адаптируются к положению пенсионера. Они обычно сохраняют в семье свой прежний статус «хозяйки дома – домоправительницы», ответствен-ной за бюджет семьи, организатора ее досуга. Роль мужа в семье достаточно часто ограничивается ролью «кормильца». В случае прекращения тру-довой деятельности он утрачивает эту роль и нередко даже ощущает свою невостребованность в семье, поскольку в связи с выходом на пенсию вклад каждого из супругов в семейный бюджет уравнивается. Во многих случаях в семьях происходит «тихая бархатная революция», результа-том которой является переход всей полноты власти к жене. Такой вариант развития семьи зачастую обедняет и схематизирует супружеские отношения, замыкая их в пределах рутинной обыденности ценностей по-вседневного бытового функционирования, нарушаемого лишь просмотром сериалов «мыльных опер», переживания и чувства героев которых компен-сируют пожилым супругам заурядность их собственной жизни, уводят из мира реальности в мир грез и иллюзий. Противоположный путь развития семейной системы связан с поиском новых значимых и доступных сфер са-мореализации, с уважением выбранных партнером целей, помощью и под-держкой партнера в их достижении.Еще одной причиной перестройки роле-вой структуры семьи является резкое ухудшение здоровья одного из супругов и концентрация усилий семьи в направлении решения главной задачи – сохранения жизни, здоровья и создания удовлетворительного ка-чества жизни больного супруга.Успешность адаптации к жизни на пенсии во многом определяется предрасположенностью, готовностью самого человека к осуществлению прежних и новых семейных ролей, а также тем, насколько семья удовлетворяет основные социальные и психологические потребности человека.Особенно важную роль на этой стадии жизненного цикла семьи начина-ет играть ее среднее поколение, от которого зависят эмоциональная под-держка и уход за больными и нуждающимися в помощи пожилыми роди-телями. Обнаружено, что дочери значительно чаще помогают своим престарелым родителям, чем сыновья. Помощь включает по-купку продуктов, уборку, приготовление еды, уход за больными прародителями. В некоторых случаях дочери бывают вынуждены изменить место ра-боты для разрешения проблем ухода за тяжелобольными родственниками. Так же, как это происходило после рождения детей, женщина, отвечая со-циальным ожиданиям, разрешает ценностный выбор в пользу заботы о не-дееспособных членах расширенной семьи, реализация которого, однако, за-висит от ее участия в трудовой деятельности, наличия детей и их возраста, собственного возраста женщины и ее здоровья.В.А. Альперович выделяет три типа отношений между пожилы-ми супругами: «сосуществователи», «партнеры», «влюбленные друзья». Указанные типы отношений различаются по эмоциональной близости и взаимопониманию партнеров, распределению прав и обязанностей, общно-сти деятельности, интересов и ценностей, эмоциональной включенности в семейные сношения.Еще одна проблема, специфическая для данной стадии, – это вдовство и формирование новой модели жизнедеятельности после утраты супруга. Выделяют несколько наиболее типичных моделей, выбор и реализация каждой из которых регулируются большим числом факторов, и важнейшие среди них – возраст одинокого супруга, мера его включенности в различ-ные виды социальной активности, круг интересов и общения, характер пе-реживания утраты супруга и эмоциональный статус, состояние здоровья, личностные особенности, специфические виды копинга (совладающего по-ведения). Можно назвать следующие типичные модели нового образа жиз-недеятельности:- «жизнь в прошлом», уход в воспоминания и идеализация прошлого, потеря смысла жизни и отказ от будущего, сознательное одиночество;- «жизнь как ожидание смерти», подготовка к «воссоединению» с су-пругом, ожидание завершения жизненного пути, уход в религию или поиск философского обоснования завершения жизненного цикла;- «доминирующий эгоцентризм», полная концентрация на собственном здоровье, благополучии, удовлетворении собственных потребностей и ин-тересов; ведущий тип деятельности – забота о себе и самообслуживание;- интеграция как упрочение связей с семьей детей, поиск новых семей-ных ролей, реализация себя в роли бабушки (дедушки); ведущий тип дея-тельности – забота о членах расширенной семьи;- самореализация в профессиональной или общественной деятельности;- повторный брак, создание новой семейной системы.Конструктивными моделями являются лишь три по-следние. Повторный брак – достаточно редкое явление в нашем обществе, особенно для женщин, которые значительно чаще мужчин оказываются в по-ложении вдов. Наиболее типичен для них вариант интеграции с семьей детей.Пожилые мужчины значительно чаще вступают в брак, чем пожилые женщины. В первую очередь это объясняется возрастно-половыми диспропорциями, значительным количественным преобладанием женщин над мужчинами. Кроме того, мужчины в большинстве случаев женятся на более молодых женщинах, что объясняется психофиологическими особенностями мужского и женского организма.Значительную роль для вступления в поздний брак играет как материальный, так и моральный фактор, стремление избавиться от одиночества, приобрести друга и спутника жизни в период старости.В среднем, по данным Г. Крайга, пожилые супружеские пары сообщают о большой удовлетворенности браком после того, как их выросшие дети начинают жить отдельно. Однако первоначально, после отделения детей в супружеских отношениях возникают трудности, связанные с необходимостью заново учиться жить вдвоем. Но большинство пар, вырастивших детей и сохранивших брак, утверждают, что испытывают меньшее напряжение и более сильное чувство удовлетворенности и гармонии. Они отмечают, что брак стал занимать более важное место в их эмоциональной жизни. Такое чувственное сближение между супругами в пожилом возрасте может быть очень существенным.Семья может предоставить супругам прямую и косвенную экономическую поддержку, оказывать различного рода социально-бытовые услуги, обеспечивать необходимый уровень потребления и комфорта, условия для досуга и отдыха. В семье супруги сохраняют возможность целенаправленных, содержательных и полезных занятий, интенсивного и, что особенно важно, интимного межличностного общения. Участвуя в принятии семейных решений, они поддерживают свой престиж, обсуждая с более молодыми членами семьи их внесемейную жизнь, находят применение своему опыту, в том числе профессиональному. В семье пенсионер в дополнение к собственным использует и ее социальные контакты, это позволяет вести более активный образ жизни.Вопросы для самопроверки
    В чем заключается специфика отношений в семье пожилых супругов? Что является причинами изменения ролевой структуры в семье пожилых супругов? Охарактеризуйте типы отношений между пожилыми супругами. Охарактеризуйте модели жизнедеятельности пожилых людей после утраты супруга.
Литература Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. – Л.. 1980.Мустаева Ф.А. Социальная педагогика. – М.: Академический проект, 2001.Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 395 с. – С.214-226.Социальная работа с пожилыми / Под ред. Е.Н. Холостовой. – М., 1995. Холостова Е.Н. Пожилой человек в обществе. – М., 1999.Чеботарев Д.Ф. Социально-экономические и гигиенические проблемы геронтологии // Здоровье пожилых людей. – М., 1978.Фролькис В.В. Синдром старения // Вестник АМН СССР. – 1990. – № 1. – С. 8-13.

Семьи с приемными детьми

В современном обществе существует достаточно большое количество детей, нуждающихся во временном или постоянном усыновлении. Среди таких детей оказываются как биологические, так и социальные сироты. Биологические сироты – это дети, у которых родители либо умерли, либо временно не могут исполнять родительские обязанности, социальные сироты – это дети, чьи родители лишены родительских прав по решению суда. Усыновление является одним из социальных институтов, обеспечивающих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, юридическую возможность иметь условия жизни и воспитания в семье. Усыновление в современном праве рассматривается в числе наиболее значимых форм защиты детей, лишившихся родительского попечения, в рамках которой устанавливаются родственные связи между ребенком, оставшимся без родительского попечения, с одной стороны, и супружеской парой или человеком, не являющимся ребенку родным отцом или матерью, с другой. Приоритетность усыновления по сравнению с другими формами воспитания детей-сирот – помещением в государственные учреждения (дома ребенка, детские дома, интернаты) – очевидна, поскольку лишь семья может обеспечить ребенку оптимальные условия для гармоничного личного развития.Особую актуальность проблема усыновления приобрела с резким ростом числа детей-сирот при живых родителях в 1990-е гг. За последние несколько лет число социальных сирот в нашей стране выросло с полумиллиона до 700 тысяч. Только в детских домах и интернатах находится около 200 тысяч детей. Причинами социального сиротства являются экономическая нестабильность и безработица, алкоголизм родителей и лишение и родительских прав, непродуманная приватизация жилья, превращающая детей в бомжей, военные конфликты в «горячих точках». В общем числе усыновлений значителен удельный вес случаев, когда ребенка усыновляют отчим или мачеха в результате повторного брака родного родителя ребенка. Вместе с тем подавляющее большинство усыновителей не имеют собственных детей, что порождает ряд психологических проблем, связанных с принятием ими ребенка; выработкой оптимального стиля семейного воспитания, учитывающего психологические и индивидуальные особенности усыновленных детей с трудной историей развития; формированием психолого-педагогической компетентности. А значит перед специалистами по работе с семьей стоит задача обеспечения родителей-усыновителей психологическим сопровождением и помощью в решении возникающих в процессе воспитания детей проблем.Судьба детско-родительских отношений в новой семье в значительной степени определяется преобладающими мотивами усыновления:- мотив, удовлетворяющий потребность в продолжении рода. Как правило, причины усыновления связаны с бесплодием супругов, безуспешно пытающихся на протяжении ряда лет с помощью лечения решить эту проблему. Усыновление ребенка воспринимается бездетными супругами как единственный способ создания полноценной семьи. Обычно инициатором усыновления выступает супруга в силу выраженной «спонтанной тяги» к материнству. Факторами риска в воспитании ребенка являются разногласия супругов в желании усыновить ребенка, во взглядах на воспитание, страх «дурной наследственности», предвзятое восприятие индивидуально-психологических особенностей приемного ребенка;- мотив «смысла жизни» - приемный ребенок придает осмысленность существованию родителя, позволяет ему определить жизненные цели и задачи;- мотив преодоления одиночества – ребенок рассматривается как значимый партнер, с которым можно установить отношения близости и доверия, источник положительных эмоциональных переживаний, опора в старости. Подобная мотивация превалирует у одиноких людей, по разным причинам не сумевших создать или сохранить семью. Факторами риска в этом случае являются чрезмерность и неадекватность ожиданий в отношении личных качеств ребенка (чуткости, доброты, заботливости и т.д.), возраст усыновителей (предпенсионный и пенсионный), не позволяющий полностью реализовать воспитательную функцию в период высокой профессиональной и социальной активности усыновителя;- альтруистическая мотивация, стремление защитить ребенка, оказать ему помощь и содействовать в создании благоприятных условий развития, «вырвать» ребенка из «ужаса» детского дома. Этот вид мотивации представляется особенно важным, поскольку в данном случае приемный родитель фокусом своих усилий делает благополучие и интересы ребенка, а не удовлетворение собственных интересов и потребностей. Опасность такого вида мотивации кроется в стремлении родителя из самых благих намерений построить асимметричные отношения, в которых ребенку неосознанно навязывается роль «потребителя» тех условий, которые создает для него родитель-благодетель. Очевидно, что при такой потворствующей гиперпротекции ребенок выучится только брать, ничего не отдавая взамен;- мотив компенсации утраты собственного ребенка. Родители, пережившие смерть ребенка, стремятся как можно скорее восполнить жизненную пустоту и смысловой вакуум усыновлением. Подобная мотивация может стать причиной трудностей детско-родительских отношений и даже отвержения приемного ребенка. Идеализация прошлого и постоянное сравнение родителем своего собственного и усыновленного ребенка, осуществляемое как на осознанном, так и неосознанном уровне, приводят к разочарованию, дистанцированию, отчужденности и даже отказу от усыновления. Психологи, работающие с подобными случаями, рекомендуют родителям, желающим усыновить ребенка, временно отложить усыновление для того, чтобы справиться с горем и скорбью утраты. Обычно усыновители стремятся взять в семью ребенка, максимально похожего на собственного сына или дочь – того же возраста, пола, похожей внешности. Сходство в этих случаях не помогает, а напротив, осложняет принятие ребенка-сироты, который, естественно, по всем показателям будет в глазах родителей уступать их родному ребенку. Поэтому рекомендуется усыновлять ребенка другого пола и более младшего возраста, чем родной ребенок;- мотив стабилизации супружеских отношений. В этом случае, как и в предшествующем, ребенок выступает в первую очередь как средство налаживания «давших трещину» супружеских отношений. Трудно предсказывать успех в решении подобной задачи, поскольку воспитание приемного ребенка со своими проблемами и трудностями развития станет скорее еще одним поводом для конфликтов и охлаждения, чем для сплочения супругов. Вместе с тем при определенных условиях вариант объединения супругов на почве общей цели воспитания также возможен; - прагматический мотив улучшения материального и жилищного положения.Кроме ключевой мотивации у усыновителей выделяется надежда на явные и неявные выгоды усыновления. Явные выгоды более легко опознаются и определяются в терминах финансового и бытового обеспечения, обучения и поддержки со стороны социальных служб. Для таких усыновителей характерно представление об усыновлении как о «любви на работе».В надеждах усыновителей на неявные выгоды различают три элемента. Первый связан с их ожиданиями взаимной любви и эмоциональной связи между ними и ребенком. Они видят себя как тех, кто предоставляет «приличный дом и нормальную семью», полагая, что усыновление может быть трудной работой, но, возможно, «любви и поддержки будет достаточно, чтобы с этим справиться».Во-вторых, большинство усыновителей считают, что в ответ на любовь и заботу дети должны выражать свою благодарность. Это коренится в желании усыновителей быть значимыми и ценными в качестве «родителей» и чтобы дом был гаванью, в которую всегда можно вернуться.Третий элемент связан с тем, что усыновители полагают, что дети должны измениться в степени, достаточной для того, чтобы вписаться в новую семью. При этом ответственность за возможность стать частью новой семьи возлагается на ребенка, а не на приемную семью, которая должна включить другого человека с иными корнями и мировоззрением. Вопреки полученной ранее информации о поведении детей, их жизни или предшествующих трудностях, некоторые усыновители предполагают, что все это чудодейственным образом испарится в результате их заботы, дети приспособятся к семейной системе и будут вести себя «нормально».Учет мотивации и выгод усыновления позволяет прогнозировать успешность взаимной адаптации родителей и детей и корректировать в случае необходимости как психологическую готовность супругов к усыновлению, так и детско-родительское взаимодействие. Например, мотивы, связанные с «благотворительностью для детей» и патронажем (альтернатива постоянному усыновлению, жалость к детям, находящимся в трудной ситуации, потребность для матери-усыновителя иметь кого-либо зависимого и т.д.).Психологическая адаптация – двусторонний процесс, в котором и родители, и ребенок должны решить задачи, связанные с изменением состава и функционально-ролевой структуры семьи. Под психологической адаптацией ребенка к новой семье следует понимать включение его в семейную систему, принятие им предписанных роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества. Психологическая адаптация родителей предполагает принятие и освоение новых функциональных ролей (матери и отца), становление продуктивной родительской позиции, формирование адекватного образа ребенка.Динамика процесса адаптации – фазы адаптации, их содержание и последовательность, продолжительность – определяется следующими факторами:- возрастом ребенка: чем старше ребенок, тем выше вероятность возникновения сложностей в процессе его адаптации. Проблемы адаптации также будут отличаться в зависимости от возраста ребенка. Так, для усыновленного в младенческом возрасте ребенка основными проблемами станут переход на новый режим дня, кормления, прогулок и пр. Для подростка – установление эмоциональных и партнерских отношений с родителями, принятие и выполнение норм и правил, предписываемых новой семьей при сохранении самостоятельности и автономии поведения;- индивидуальными и личностными особенностями ребенка. Дети раннего возраста с «трудным темпераментом», младшие школьники и подростки с выраженными характерологическими чертами и акцентуацией характера, безусловно, являются «группой риска» для успешности протекания адаптации к усыновлению. История их жизни и пережитые события резко увеличивают вероятность возникновения нежелательных черт характера и особенностей поведения, однако это не означает, что адаптация детей-сирот, длительное время находящихся в неблагоприятных с точки зрения психического развития условиях, будет невозможна. Подтверждением этого является модель «хорошего соответствия», согласно которой благополучие психического развития ребенка находится в зависимости от соотношения его свойств и особенностей, с одной стороны, и характеристик среды, ситуации, партнеров по взаимодействию, с другой. Способность родителей подстроить свое поведение под особенности ребенка, какими бы они ни были, осуществить аккомодацию воспитательных методов и воздействий сообразно ситуации определяет характер и степень благополучия адаптации. В этом смысле нет «хорошей / плохой» среды и нет «хорошей / плохой» наследственности (биологического статуса) индивида с точки зрения эффекта развития. Эффективность адаптации будет определяться соответствием семейной среды и поведения родителей наследственным конституциональным и приобретенным особенностям ребенка;- историей развития ребенка. Особое значение приобретает вопрос о том, воспитывался ли ребенок ранее в семье или с момента рождения находился в детском учреждении (т.н. «отказные дети»). Если ребенок попал в детское учреждение из семьи, то в ходе адаптации к приемным родителям он постоянно будет сравнивать новый семейный уклад, традиции, правила, отношение к нему взрослых со своей прежней семьей. Если он был «изъят» из асоциальной и алкогольной семьи и помещен в детское учреждение вследствие лишения родительских прав, то, скорее всего, сравнение будет в пользу новой семьи. Если же ребенок потерял семью по причине смерти, гибели родителей, то весьма вероятен протест против всего уклада новой семьи как проявление острой аффективной реакции на не пережитое горе. Дети-сироты, вовсе не имеющие опыта проживания в семье, столкнутся с проблемой освоения тех норм и правил поведения, которые «домашние дети» буквально впитывают с молоком матери, и попытаются привнести в новую семью опыт прежних детдомовских отношений, далеко не всегда адекватно отвечающих нормам взаимного уважения, принятия и кооперации;- продолжительностью знакомства с усыновителями. Чем лучше узнают друг друга члены будущей семьи, тем легче будут решаться проблемы, связанные с адаптацией. Имеет значение не только время знакомства и количество встреч, но и содержание общения, его эмоциональная насыщенность, взаимная ориентация партнеров на личность друг друга и деловой опыт отношений ребенка с усыновителями в период знакомства создает основу для развития семейного взаимодействия и лучшего познания друг друга; возможностью сохранения ребенком системы прежних социальных и межличностных отношений. В практике усыновления существуют две противоположные позиции в вопросе о целесообразности сохранения ребенком контактов с детским учреждением, каждая из которых имеет свои рациональные аргументы «за» и «против». Первая позиция – уйти от прошлого» - настаивает на необходимости как можно скорее покончить с «тяжелым прошлым», забыть его как кошмарный сое и строить новую жизнь и новые отношения с «чистого листа». Отсюда требование прекратить все прежние контакты и отношения. Дополнительным аргументом сторонников позиции разрыва с прошлым является сохранение тайны усыновления. Чем скорее забудет ребенок свое детдомовское прошлое, чем меньше вероятность встречи с ним, тем более надежно, по мнению сторонников такой позиции, можно сохранить тайну усыновления.Вторая позиция настаивает на сохранении ребенком сети прежних социальных и межличностных отношений – прежней школы и класса, друзей, круга общения – в силу того, что кардинальное изменение жизни ребенка даже в условиях обретения им новой семьи делает задачу его психологической адаптации крайне сложной. Сохранение социальной поддержки облегчает этот процесс и повышает уровень толерантности детей к неизбежным «нештатным» воздействиям.В качестве еще одного фактора адаптации к семье приемных детей выступает психологическая готовность родителей к усыновлению. Поскольку именно усыновителю принадлежит инициатива в сознании новой семьи, обычно именно он определяет правила и нормы ее жизни. Поэтому степень психологической готовности родителя к выполнению воспитательной функции, учет и уважение индивидуальности ребенка, принятого в семью, и, соответственно, готовность к сотворчеству в развитии новой семьи будут детерминировать скорость и успешность психологической адаптации.Психологическая готовность к усыновлению включает следующие компоненты:- мотивационную готовность;- психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания детей (информированность о возрастно-психологических особенностях детей, целях, задачах и методах воспитания, знание и понимание того, какое влияние оказывает социальная и семейная депривация на психическое развитие ребенка в разные возрастные периоды);- адекватность когнитивного образа приемного ребенка (информированность усыновителей об истории развития ребенка, его родителях и родственниках, основных жизненных событиях и характере переживания их ребенком, знание индивидуально-личностных особенностей приемных детей, их интересах, привычках, «сильных» и «слабых» сторонах; информированность о круге общения ребенка, его друзьях);- эмоционально-волевую готовность (настойчивость в преодолении трудностей воспитания, эмоциональная стабильность, толерантность к проявлению дезадаптивного поведения, развитая эмпатия, центрация на интересах ребенка, а не на собственных желаниях).Психологическая готовность взрослых к усыновлению является важным условием успешной адаптации ребенка к приемной семье. Дефицит одного из компонентов готовности, соответственно, влечет трудности и проблемы в сфере детско-родительских отношений. Важны специальные программы подготовки будущих родителей, содержание которых включает как общую часть со сведениями, необходимыми для подготовки будущих мам и пап к родительству, так и специфическую, отражающую особенности включения ребенка в семью через усыновление.Основными задачами программ психолого-педагогической подготовки родителей к усыновлению должны стать:

    информирование усыновителей об особенностях психического развития детей, воспитывающихся без семьи;

    формирование адекватного представления о закономерностях психического развития ребенка и роли наследственности, среды, общения и деятельности с целью преодоления мифа «дурной наследственности»;

    информирование усыновителей о динамике и особенностях процесса адаптации ребенка к приемной семье, выделение возрастно-специфических особенностей этого процесса;

    формирование компетентности общения с детьми и подростками, воспитывающимися в условиях социальной депривации;

    обсуждение и разработка критериев выбора детей (пол, возраст, степень психологической совместимости с родителями) и правил поведения родителей в процессе знакомства с детьми в детских домах и интернатах;

    помощь в осознании мотивов усыновления и их коррекция в случае необходимости;

    формирование уверенности в возможности преодоления проблем, связанных с усыновлением, помощь в эмоциональной стабилизации и преодолении чувства тревоги и страха;

    информирование усыновителей об индивидуальных и возрастных особенностях детей, выбранных для усыновления, реконструкция истории их развития и разработка рекомендаций по психологической коррекции и профилактике негативных тенденций.

Основные направления оказания психологической помощи усыновленным детям таковы: - создание условий для быстрой и успешной адаптации к новой жизни в приемной семье (режим, требования, принятые формы взаимодействия между членами семьи); - установление отношений позитивного сотрудничества с приемными родителями. Расширение и культивирование норм эмоционального содействия и сопереживания ребенка с родителями с целью формирования эмоциональной привязанности; - коррекция умственного развития усыновленного ребенка, создание основы для успешности его деятельности и достижений. Ориентация приемных родителей в достижениях ребенка, оптимуме ожиданий и требований к ребенку в отношении успехов; - помощь в приобщении ребенка к истории семьи. Создание «новой истории», датируемой моментом знакомства с приемными родителями и усыновления; - расширение круга общения ребенка со сверстниками с целью стабилизации его эмоционального статуса и создания группы психологической поддержки и ресурсов толерантности; - помощь в сохранении прежних значимых социальных и межличностных связей ребенка. Обеспечение преемственности личной его истории с целью сохранения эго-идентичности и предупреждения страха «потери себя».Вопросы для самопроверки
    Какие причины обусловливают особую значимость проблемы усыновления? Охарактеризуйте преобладающие мотивы усыновления. Перечислите явные и неявные выгоды усыновления. В чем заключаются особенности адаптационного процесса в семье с усыновленным ребенком? Перечислите факторы, определяющие успешность адаптационного процесса. В чем заключается психологическая готовность к усыновлению? В чем заключается психолого-педагогическая подготовка родителей к усыновлению?
Литература Зерницкий О.Б. Мотивация усыновления и особенности родительских позиций в семьях с приемными детьми // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2002. – № 1. – С.45-50. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320с.
  1. Слепухина г. В. Психология травматического стресса (учебное пособие)

    Учебное пособие

    Чрезвычайные ситуации получают в современных социально-политических условиях все более широкое распространение. Все чаще дети и взрослые попадают в условия техногенных катастроф, стихийных бедствий, подвергаются насилию, становятся заложниками.

  2. В россии (3)

    Библиографический указатель

    Цели Болонского процесса – формирование единого рынка труда высшей квалификации в Европе, расширение доступа к европейскому образованию, расширение мобильности студентов и преподавателей, принятие сопоставимой системы ступеней высшего

  3. Опыт и проблемы преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузах

    Документ

    Постиндустриальная стадия развития общества, в которую вступает Россия, характеризуется специалистами, как информационное, знаниевое. Соответственно, такое определение распространяется на различные сферы жизнедеятельности общества.

  4. Деловая программа 22-25 ноября 2010 года Организаторы: Правительство Вологодской области Департамент образования Вологодской области

    Программа
  5. Результаты анализа востребованности специалистов по работе с молодежью общие положения 1 Нормативное обеспечение

    Документ

    С начала реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, занятых в сфере молодежной политики, являются приоритетными.

Наш эксперт - психолог Татьяна ДМИТРИЕВА.

Здоровье и деньги

Серебряная свадьба давно позади, дети взрослые и внуки уже немаленькие, а собственный брак становится всё напряжённее. Казалось бы, отношения, сложившиеся за годы, уже ничто не может надломить, но нарастают холодность, раздражение друг другом, приступы взаимной неприязни.

Как правило, в основе эмоционального отчуждения лежат неразрешённые проблемы. Общими для пожилых пар являются:

  • Ухудшение здоровья. На фоне хронических заболеваний развиваются несдержанность, раздражительность, категоричность.
  • Снижение материального уровня. Согласно статистике, лишь 20% пожилых семей у нас в стране относительно материально благополучны. Но, даже если супруги сумели отложить на старость, для большинства пар это не бездонные запасы, деньги могут в любой момент понадобиться на лечение, аварийный ремонт квартиры или машины. Постоянные ограничения побуждают менять привычный образ жизни (сокращаются траты на отдых, одежду, питание), что нередко способствует возникновению конфликтов между супругами, усиливает неприязнь и отчуждение.

Кто виноват

Однако большую роль в отношениях супругов играют и субъективные факторы. Неприязнь, отчуждение не возникают вдруг, они тянутся из прошлого. Возможно, истоки в давней обиде, например, измене, которая прощена формально, но засела в памяти, как нарывающая заноза, которая напоминает о себе время от времени.

А может, и в молодости супруги не составили единства: их жизненные установки, стремления оказались разнонаправленными, но на развод пара так и не решилась.

Бывает и так, что отношения пожилой пары обостряются после выхода на пенсию. Мужское «я» острее реагирует на изменение статуса: уход с работы резко снижает самооценку, многие мужчины не знают, чем себя занять, что повышает уровень тревожности. Порой дело доходит до невроза и даже депрессии. Муж всё чаще начинает замечать дома какие-то недостатки, на которые прежде не обращал внимания, упрекает жену, что она слишком много внимания уделяет детям и внукам, забывая о нём.

Для женщины же переход к будничной жизни не столь драматичен, но недостаточное внимание со стороны мужа, близких она расценивает также болезненно. В общем, поводов для «ледяного периода» отношений возникает множество, и в каждой семье они свои.

Бессмысленно выяснять, кто виноват в этом - он или она. За погоду в семье всегда ответственны двое.

Помощь со стороны

В третьем возрасте развод - крайняя мера, на которую, к счастью, решаются немногие. Но как найти выход из трудной ситуации?

Самый эффективный путь преодоления отчуждения - обратиться в центр психологической помощи (кстати, многие из них работают бесплатно) и вместе со специалистом разобраться в возникших проблемах, научиться анализировать и решать их, что называется, по мере поступления.

Неплохо освоить также технику релаксации и аутотренинга. Это доступно в любом возрасте и помогает улучшить не только психологическое, но и физическое самочувствие.

Семь шагов к примирению

Изменить свои отношения, найти больше точек сближения помогут и шаги навстречу друг к другу.

  1. Уходите от конфликта. Чувствуете, что вот-вот разразится гром? Найдите предлог, чтобы избежать ссоры. Например, можно срочно отправиться в магазин, «случайно» вспомнив, что позарез нужно что-то купить к столу.
  2. Попытайтесь относиться к возникающим неурядицам с юмором - это лучший способ разрядить обстановку и снять напряжение.
  3. Обсуждайте вместе возникшие проблемы: пусть каждый выскажет свой взгляд на ситуацию - выход можно найти только вдвоём. При этом не обвиняйте партнёра: «Ты обещал, но не сделал…», а используйте фразы типа «Мне хотелось, я надеялась…» Этот приём поможет погасить раздражение супруга и настроиться на конструктивный разговор.
  4. Планируйте сообща семейный бюджет на неделю, на месяц, решайте, на чём и сколько можно сэкономить и на что будут истрачены эти средства.
  5. Постарайтесь преодолеть однообразие будней - это большая проблема многих пожилых пар. Хотя бы раз в неделю стоит выбраться из дома и провести время вдвоём. Не игнорируйте экскурсии и вечера, которые, кстати, нередко проводят центры социального обслуживания. Между прочим, нередко многие пары знакомятся там с другими и начинается новая дружба семьями.
  6. Стройте планы на будущее. Вы можете наметить отдых в санатории или пансионате, затеять перемены в доме, на даче. Ничто не сближает больше, чем общие задачи и интересы.
Загрузка...