Dom2stars - Женский портал

Детская (возрастная) психология. Детская психология Значение детской психологии

Детский возраст – это время, когда рост и развитие человека идет семимильными шагами. Но понятия «рост» и «развитие» нужно разделять. У ребенка увеличивается вес, рост, совершенствуется его речь и движения, т. е. все то, что есть у ребенка с рождения, и лишь меняется со временем. Так ребенок растет.

Развитие же предполагает возникновение у ребенка новых проявлений в эмоциональной и духовной сфере, в восприятии окружающего мира и взаимодействии с ним. Все это формируется под влиянием внешней среды и без этого появиться не может.

Такие проявления и восприятия у каждого возраста разные, но развитие их имеет закономерный характер. Во время этого процесса у ребенка формируется характер, интересы, привычки, взгляды. Именно этот путь психического становления ребенка от младенчества до школьного возраста и изучает детская психология.

Значение детской психологии

«Все мы родом из детства», ведь сценарий человеческой жизни закладывается именно в самые ранние годы жизни человека. Предыдущий этап развития ребенка всегда накладывает отпечаток на следующий, поэтому очень важно изучать и уделять внимание самым ранним периодам становления его личности.

Каждый этап детского развития имеет огромное значение, т. к. может повлиять на всю жизнь человека. Вот почему так важно «проживать» каждый возраст полностью. У всех возрастных периодов есть свои особенности и возможности, которые нужно максимально использовать и развивать.

К примеру, в младенчестве малыш нуждается в общении с взрослыми, в возрасте одного-двух лет ребенок получает опыт в процессуальной игре (воспроизведение действий взрослых: укладывание спать, кормление, купание кукол, езда на машине). Детям дошкольного возраста необходимы ролевые игры, конструирование, чтение сказок, участие в экспериментировании. Зная эти и другие особенности возраста ребенка, родители и воспитатели обеспечивают развитие у него творческих, умственных и познавательных способностей , уверенности в себе, уважения к окружающим, инициативность.

Почему родителям и воспитателям важно знать детскую психологию

Разум ребенка при рождении представляет чистый лист, на который наносится вся полученная извне информация, и благодаря чему в дальнейшем формируется его личность. В отличие от животных, живущих инстинктами, без влияния культурно – социального опыта ребенок не сможет развиться до уровня современного человека. Только через общение с другими людьми формируется психика ребенка.

Человек неподготовленный, даже тот, кто желает счастья ребенку, может нанести неповторимый вред его психике. Как часто бывает, что при внешнем благополучии, царящем в семье, ребенок вырастает неуверенным в себе, замкнутым, неспособным самому формировать события своей жизни. Все это ведет к тому, что на протяжении всего своего пути он не может научиться быть счастливым и найти свое место в жизни.

Самое большое влияние на развитие ребенка оказывает семья и детский сад . Ведь именно здесь малыш проводит большую часть своей жизни. Поэтому знание основ детской психологии очень важно для тех, кто взаимодействует с ребенком. Только зная возрастные особенности детей, нормы психологического и эмоционального развития можно вовремя различить отклонения и выбрать адекватные формы общения с ними.

Именно об особенностях развития ребенка, о том, как помочь ему эффективно использовать свои способности и стать полноценной личностью, рассказывают авторы статьей, представленных ниже.

Барабаш Елена Анатольевна

Воспитание нелёгкое дело. Часто мы, родители, делаем ошибки, воспитывая своих детей. И, к сожалению, осознаём эти ошибки только тогда, когда исправить уже поздно .

Что же в воспитании является самым важным, чего нельзя упустить? Конечно же это внимание к детям, любовь и забота. Как правильно проявлять эти чувства?

1. Помните, что ребёнок нуждается с первых дней жизни в прикосн...

Хорошая мать и плохая мать.

Ладатко Марина Георгиевна

Когда говорят о том, что эта мать хорошая, а та – плохая, то скорее говорят о стереотипах, нежели о реальности. Есть ли критерии хорошей матери? И что значит «плохая мать»?

Так как в этом мире всё относительно, то скорее будет правильно говорить о том, что есть мамы, с которыми хорошо детям, а есть матери, с которыми плохо. И есть женщины, которые отсутствуют как мамы у своих детей. В каждом случае есть свои положительные и есть свои отрицательные стороны.

Итак, более детально о каждом случае.

«Хорошая мама та, котора...

Секреты успешного воспитания! Стили воспитания и их влияние на взрослую жизнь человека.

Картвели Эрика Шалвовна

Всё гениальное просто - это верно и для воспитания! Главные принципы - это любовь, личный пример, последовательность - просто замечательные советы в статьях по воспитанию «идеального» человека! В тоже время необходимо знать не только общие рекомендации, но и влияние стиля воспитания на появление, как желательных, так и непредвиденных черт характера. Один и тот же стиль воспитания по отношению к детям с разным психотипом, формирует и совершенно различные черты характера. Именно поэтому терпят крах те родители, которые думают, что придерживаяс...

Андрианова Анжелика Викторовна

Всю тему начнем с понимания слова «воспитание».

Существуют разные понятия о воспитании.

Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Другими словами, берем личность и начинаем лепить то, что нам нужно. Из этого получается, что личность – это пластичный материал, из которого можно слепить определенный образ.

Вопрос, а кто участвует в самом процессе создания образа и кто ответственны...

Как помочь подростку справиться с компьютерной зависимостью?

Геронимус Иван Александрович

Компьютерная зависимость – это одна из наиболее распространенных проблем для подростков. Она чаще развивается у подростков, у которых есть такие психологические проблемы как конфликты с родителями, недостаток социальной поддержки, одиночество, низкая самооценка.

С помощью ухода в компьютерную реальность подросток стремится отвлечься от проблем и удовлетворить потребности, которые он не может удовлетворить в реальной жизни: ему важно ощутить, что есть вещи, которые у него хорошо получаются и почувствовать...

Максим Горький

Детская психология – это наука, которая занимается изучением психологии ребенка, его поведения и закономерностей его психического развития. Ее значение для нашей жизни огромно. Ведь с помощью детской психологии мы учимся грамотно воспитывать своих детей, чтобы сделать из них достойных людей, которые будут приняты обществом и смогут себя полностью раскрыть и реализовать. Именно мы и никто другой в ответе за то, кем станут наши дети. Поэтому предлагаю вам, уважаемые читатели, внимательно прочитать эту статью до конца, поскольку в ней я вкратце расскажу вам о самых важных моментах детской психологии о которых вам необходимо знать, чтобы грамотно воспитывать своих детей.

Лучшее, что могут сделать родители для своих детей – это искренне любить их. Это самый важный момент в детской психологии. Если родители будут любить своего ребенка, тогда все необходимые знания по тому, как нужно его воспитывать, чтобы помогать ему развиваться и становиться сильнее, умнее, приспособленнее к жизни, ими обязательно будут найдены и освоены. Сегодня нет проблем с информацией, необходимой для решения различных проблем и задач, несмотря на то, что ее очень много и поэтому в ней легко запутаться. Проблема в основном заключается в невостребованности полезной и нужной для жизни информации. К той же детской психологии далеко не все люди, имеющие детей или собирающиеся их завести, проявляют достаточный интерес. По моим наблюдениям, психология детей интересна прежде всего тем людям, которые по-настоящему любят своих детей и вообще всех детей, и для которых дети являются ценностью, а не просто теми, кого можно родить, а потом бросить на произвол судьбы. Так что если вы, уважаемые читатели, относитесь к числу тех людей, которые, как и я, любят и ценят детей, и не только своих, а вообще всех, то я уверен, что и эту, и другие мои статьи, посвященные детской психологии, вы с интересом и удовольствием прочитаете. Ну что же, давайте посмотрим, какие еще важные моменты содержит в себе детская психология.

Психология детского развития

Все мы прекрасно знаем о том, что социальное развитие ребенка начинается с его отношений с теми, кто его окружает. В первые годы жизни, как, впрочем, и последующие, ребенок учится посредством подражания тем, кто постоянно рядом с ним находится, а рядом с ним, как правило, находятся его родители, которые своим примером учат его правильному [или неправильному] поведению. Поэтому в значительной мере ребенок является отражением своих родителей, и как говорится в одной великой книге: “По плодам их узнаете их”. Ребенок многое перенимает от родителей или от тех, кто их заменяет, кто постоянно рядом с ним находится и с кого он может брать пример. Что это значит для родителей, или тех, кто собирается ими стать? Это значит, что нужно учиться тому, как правильно воспитывать детей, чтобы из них выросли достойные, довольные жизнью люди, но при этом не стоит забывать и о своем собственном поведении и не позволять ему противоречить словам. Ребенок в своем развитии неизбежно будет копировать своих родителей, поэтому важно, чтобы то, чему родители будут его учить, не расходилось с тем, что они делают.

Вполне возможно, что ради своего ребенка, родителям необходимо будет изменить себя и свое поведение, чтобы показывать ему достойный пример для подражания. Но для этого еще нужно знать – что для ребенка полезно, а что вредно, то есть, чему его нужно учить и когда его этому нужно учить, а чему учить не стоит, или стоит, но в подходящее время, то есть, в определенном возрасте. В этом родителям поможет детская психология, которую им нужно изучать постоянно, чтобы понимать своего ребенка лучше, чем кто-либо другой. Даже поверхностное знание детской психологии может существенно улучшить понимание родителями причин поведения своего ребенка, благодаря которому они смогут нужным образом влиять на него. В конце концов, если мы покупаем стиральную машину или телевизор, мы же с вами изучаем прилагаемые к ним инструкции, чтобы правильно ими пользоваться. Ну так а почему же некоторые, а возможно и многие из нас считают, что воспитание детей должно быть другим, что для этого, столь важного и ответственного дела ничего знать не нужно, а достаточно лишь делать то, что делали с нами наши родители, когда воспитывали нас? Вам, друзья, вообще нравится то, какими людьми вы стали, после того воспитания и обучения, которое вы прошли? Если нравится, то возьмите все лучшее из этого опыта и примените к своим детям, а если не нравится, тогда вам обязательно нужно начать изучать детскую психологию, чтобы ваши дети стали лучше вас, и вы по праву могли ими гордиться. Воспитание ребенка – очень сложный и ответственный процесс, для осуществления которого необходимо иметь терпение и знания, так как любые промахи и недочеты в этой работе негативным образом скажутся на психологическом развитии ребенка. А это не та работа, в которой мы можем позволить себе ошибаться, ибо речь идет о наших детях – нашем будущем.

Формирование характера у детей

Формирование характера начинается в раннем детстве, когда ребенок только-только начинает познавать окружающий мир. Есть мнение, согласно которому, характер ребенка формируется еще в утробе матери, и я с ним полностью согласен, но при этом все же полагаю, что в значительной мере он формируется после рождения ребенка, когда его восприятие мира становится более острым и непосредственным. Жизненный опыт быстро накладывает свой отпечаток на личностные качества ребенка. Ведь задача ребенка заключается в том, чтобы выжить и адаптироваться к условиям человеческого мира, поэтому в нем будут развиваться такие качества, которые условия внешнего мира потребуют от него. Поэтому важно понимать, что на характере ребенка сказывается отношение к нему со стороны окружающих его людей, преимущественно родителей. Если постоянно кричать на ребенка, оскорблять, унижать, подавлять, бить или даже просто игнорировать его, не уделяя ему должного внимания, в котором он очень нуждается, то ребенок вырастит замкнутым, неуверенным в себе человеком, с низкой самооценкой. Или он вырастет агрессивным и возможно даже жестоким человеком, из-за недополученной любви и внимания. Одним словом, ничего хорошего из подавляемого, угнетаемого, унижаемого, обделенного любовью и вниманием ребенка, как правило, не вырастает. Хотя знаете, исключения не так уж и редки, поэтому говорить об обреченности того или иного ребенка, видя неправильность его воспитания или полное отсутствие такового не следует. В жизни полно примеров, когда дети, росшие в самых что ни на есть неблагополучных семьях, в которых с ними ужасно обращались, вырастали не только нормальными, но и весьма успешными и счастливыми людьми. И наоборот, дети, росшие в нормальных семьях и получавшие в избытке любовь, внимание и заботу, вполне могут стать людьми с очень тяжелым или слабым характером, или антисоциальными личностями. Но несмотря на это, пускать на самотек воспитание ребенка, обращаясь с ним так, как вздумается, а не так, как надо, ни в коем случае нельзя – это крайне безответственно. Не стоит уповать на исключения, рассуждая об отношении к ребенку, ибо исключения – это исключения, а не правила. Так что относитесь к своему ребенку так, словно он особенный, исключительный человек, чтобы он таким и стал. И не говорите ему, что он неудачник и слабак, если не хотите, чтобы он им был. Родители формируют характер своего ребенка, своим к нему отношением. В их власти сделать его сильной или слабой личностью.

Воспитание детей

Давайте теперь с вами обратим более серьезное внимание на воспитание детей, чтобы понять, что в этом процессе играет наиболее важную роль. Как я уже сказал выше, главное в воспитании ребенка – это окружающие его люди и их поведение. Детям не нужно говорить о том, что и как им следует делать – им нужно показывать это на собственном примере. Родители для ребенка являются авторитетами, но этот авторитет они могут легко потерять, если не будут справедливыми и последовательными в своем поведении, и будут обманывать ребенка, не сдерживая своих обещаний и не отвечая за свои слова. Поэтому важно, очень важно – быть достойным примером для своих детей, чтобы они стремились быть похожими на своих родителей, чтобы перенимали все их повадки и манеру поведения, чтобы принимали их ценности и мировоззрение. В процессе воспитания неизбежно нужно применять и кнут, и пряник, но если родители наказывают ребенка – наказание должно быть справедливым, а если они его хвалят, то эта похвала должна быть заслуженной. И если родители что-то покупают, что-то дарят своему ребенку, то им нужно привязывать свой подарок к какому-то достижению ребенка, чтобы он понимал, что в этой жизни любая награда является следствием достижения каких-то результатов. Здравый смысл в вопросе воспитания ребенка – это залог успеха. Но чтобы иметь здравый смысл, необходимо изучать то, в чем вы хотите разбираться. Так что я еще раз призываю вас, уважаемые родители, к тому, чтобы вы начали активно изучать детскую психологию, дабы обладать тем самым здравым смыслом, благодаря которому вы сможете грамотно и даже мудро воспитывать своих детей.

Обучение детей

Возможно, кто-то со мной не согласится, но я небезосновательно считаю, что человек не рождается с готовыми способностями – он приобретает их в процессе обучения и становится тем, кем становится, благодаря как раз-таки обучению и воспитанию, а не природной предрасположенности к тому или иному занятию. В природе не существует и не может существовать прирожденных торговцев, юристов, бухгалтеров, водопроводчиков, поваров, строителей и так далее, а значит, нет и не может быть в этой жизни прирождённых победителей и проигравших, поэтому мы все можем быть, кем захотим, и детям своим мы должны помочь стать теми, кем им выгодно быть в этом мире. Не нужно спрашивать ребенка – кем он хочет стать, когда вырастет, ибо он недостаточно много знает о жизни, чтобы выбирать – кем ему выгодно быть. Не всякий взрослый знает о том, кем выгодно быть в этом мире, поэтому многие родители обращаются за помощью к детским психологам, прося их помочь выбрать для ребенка профессию, занятие по душе. Они не понимают, что занятием по душе для ребенка может стать такое занятие, которое, во-первых, ему интересно, а чтобы оно ему было интересно, оно должно произвести на него впечатление, а во-вторых, которое будет ему выгодно. И во власти родителей сделать так, чтобы их ребенку было интересно заниматься какой-то конкретной деятельностью, которой выгодно заниматься в этом мире. То есть, нужно сделать так, чтобы на ребенка произвела впечатление та или иная деятельность [правильная деятельность], чтобы он ею заразился, беря пример, скажем, со своих родителей, которые, благодаря своему авторитету, станут для него лучшим примером того – кем и каким нужно быть и к чему следует стремиться, чтобы быть успешным и счастливым. Ведь если, скажем, играть с ребенком в шахматы с ранних лет, в доброжелательной атмосфере, когда ребенку хорошо и интересно рядом с родителями, когда он чувствует их заботу и любовь, то он неизбежно пристрастится к шахматам и повзрослев наверняка станет хорошим шахматистом. Научить ребенка можно абсолютно всему, главное заниматься вместе с ним, чтобы ему было интересно учиться, и чтобы он получал похвалу родителей за успехи в учебе. С талантом не рождаются, талант развивают. Ну а кем выгодно быть в этом мире, взрослый человек сам должен видеть и понимать, у него все примеры перед глазами. Если говорить коротко и просто, то те, кто управляют людьми и деньгами – живут лучше всех в этом мире.

Развитие интеллекта у детей

Развитие интеллекта у детей, как и все прочее, начинается с первых дней их жизни и происходит постоянно. Любая информация, каждая мелочь, воспринимаемая органами чувств ребенка – влияет на его интеллект. Поэтому важно постоянно воздействовать на органы чувств ребенка таким образом, чтобы вызывать у него интерес к чему-то – к общению, к игре, к рассматриванию каких-нибудь необычных вещей, которые он будет исследовать. Его мозг должен работать, а для этого во внешнем мире должно что-то происходить, что ребенок будет познавать и изучать, насколько это в его силах. С ребенком необходимо постоянно разговаривать, ибо чем больше новых слов каждый день он будет слышать, тем активнее будет развиваться его интеллект и тем быстрее он заговорит. Игрушек и прочих вещей, окружающих ребенка, должно быть много. Играя в разные игрушки и изучая разные вещи – ребенок получает опыт, необходимый для развития его интеллекта, поэтому чем больше игрушек и вещей у него будет, тем быстрее будет усложняться его мышление и поведение. Вообще, чем больше разных дел будет делать ребенок, чем чаще его родители будут с ним играть и общаться, тем лучше для его интеллекта. Ну а потом, по мере взросления ребенка, его можно и нужно будет увлечь различными интеллектуальными задачками, творческой деятельностью, упражнениям на память и так далее. Суть в том – чтобы пробудить у ребенка интерес к учебе, к познанию, к изучению, а для этого его необходимо постоянно хвалить и всячески поощрять за любые, даже самые незначительные успехи в обучении, чтобы он не боялся, а любил учиться. От природы мы все хотим учиться, открывать, исследовать, познавать, но это желание нужно поддерживать, а не отбивать. Поэтому критики при обучении должно быть минимум, особенно в раннем возрасте, когда психика ребенка еще недостаточно окрепла, чтобы эту критику воспринимать. Обучение должно восприниматься ребенком, как игра, в которой он постоянно выигрывает. А мы, взрослые, должны понимать, что любая игра – это обучение, поэтому важно выбирать правильные игры, чтобы учиться и учить правильным вещам.

Общение с ребенком

Чем более насыщенным и интересным будет общение у ребенка, тем более социально адаптированным человеком он станет. На развитии интеллекта общение также сказывается самым что ни на есть положительным образом, поэтому родителям желательно как можно больше общаться со своим ребенком, разумеется, в доброжелательном тоне и желательно на интеллектуальные темы, в зависимости от его возраста, так как общение общению рознь. В одном случае общение помогает человеку, ребенку над чем-то задумываться и размышлять, выискивая в чем-то смысл и истину, а в другом, общение может быть бессмысленным и бессодержательным и даже вредным, в зависимости от его формы и цели. Поэтому к общению с ребенком, особенно со взрослым ребенком, необходимо подходить подготовлено. Но общаться с детьми нужно обязательно, нельзя оставлять их перед телевизором или компьютером, которые неизвестно чему их будут учить. Мы все нуждаемся в общении, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, но дети особенно остро в нем нуждаются, так как для них общение – это один из способов познания мира и возможность почувствовать себя его частью. К общению с ребенком мы можем отнести и игру с ним, с помощью которой развивается его интеллект и социальные навыки. Но главное это то, что частое общение с ребенком и игра с ним – сближает его со своими родителями. А это очень важно и для ребенка, и для родителей. Чем больше времени родители проводят с ребенком, чем чаще они с ним общаются, тем он морально ближе к ним, а чем он ближе к ним, тем больше он им доверяет, а чем больше он им доверяет, тем больше он их будет слушаться, что, как вы понимаете, имеет огромное значение для любой нормальной семьи, которая хочет быть дружной и сплоченной. Родителям будет сложно чему-то научить своего ребенка, чтобы подготовить его к жизни, если он не захочет их слушаться. А слушаться он их станет только в том случае, если будет им доверять. А доверие нужно заслужить. Так что общайтесь со своими детьми, уважаемые родители, уделяйте им свое внимание, учите их, помогайте им познавать этот мир, хвалите их за любые, даже самые незначительные успехи и ваши дети будут вам верить и слушаться вас.

О детской психологии я еще напишу не одну статью, так как это одна из самых важных для меня, и надеюсь, для вас тоже, тем, ради которой вообще следует проявлять интерес к психологии. Как вы понимаете, написанное в этой статье, это далеко не все, что я хотел и могу рассказать вам по теме детской психологии, и это не все, что вам о ней нужно знать. Поэтому детскую психологию мы с вами еще обсудим, с самых разных сторон, в моих будущих статьях.

Дети – это наше будущее, которое мы можем сделать таким, какими мы сделаем своих детей – вложив в них свое время, силы и конечно же любовь. Детская психология, на самом деле не так сложна, как кажется некоторым людям, совершенно с ней не знакомым. Нужно просто проявить к этой науке интерес, чтобы в короткие сроки научиться понимать тех, кем мы сами когда-то были. И я надеюсь, что вы, уважаемые читатели, этот интерес к ней проявите, ради себя и своих детей. А я в свою очередь обещаю, что в будущем напишу новые, интересные, полезные и познавательные статьи на эту тему. Так что читайте мой сайт и вы многое узнаете.

Процесс воспитания ребенка длительный и сложный. Иногда родители попадают в трудные ситуации, выхода из которых на первый взгляд не существует. Однако это неверное мнение: выход есть всегда, необходимо только переосмыслить свои действия, поведение ребенка, взглянуть на создавшуюся проблему с иной стороны. Примеряйте на себя роль детского психолога и у вас все получится.

Немаловажную роль в воспитательном процессе играет общение с детьми. По сути - это один из самых действенных способов влияния на ребенка, имеющий огромное значение в формировании личности и мировоззрения.

Ознакомьтесь со статьями, находящимися в этом разделе сайта - возможно статьи о детской психологии и рекомендации, изложенные в них, пригодятся вам в процессе воспитания малыша.

Многие родители не раз сталкивались с «неудобными» детскими вопросами, например, «Откуда берутся дети?», «Чем занимаются в постели дядя с тетей в телевизоре?». И как бы мы не избегали прямого ответа на поставленный вопрос - отвечать придется...

Воспитание детей - нелегкое занятие и подходить к этому процессу нужно со всей серьезностью. Однако родителям свойственно ошибаться, они тоже могут допускать ошибки. Большинство ошибок, совершаемых родителями - типичны. Какие это ошибки и как их избежать?..

Вокруг вопроса о необходимость крещения ребенка точится немало дискуссий, мы не будем выступать на стороне противников или сторонников, - каждая семья вправе самостоятельно решать необходимо ли это. А расскажем мы о самом таинстве...

Ваш малыш самый умный, хороший и красивый - ведь он ваш! Однако поощрять и хвалить ребенка нужно уметь. Сказанное относится и к наказаниям. Только умелое использование этих элементов воспитания ребенка способно принести положительные результаты...

Борьба с детскими капризами и истериками – одна из самых сложных задач, стоящих перед родителями. А в то же время решить ее несложно, если знать какими средствами бороться...

Общение с ребенком подросткового возраста довольно часто становиться испытанием для родителей. Как себя вести при возникновении конфликтных ситуаций? Что делать дабы избежать разногласий?..

В доме появилась чужая вещь. В висках пульсируют страшные слова учителя «Ваш ребенок украл у одноклассника…» Что делать? Успокоиться. Хотя бы потому, что такое происшествие происходит c тысячами других семей...

«Ах! Какая мука воспитывать!» - воскликнула одна не безызвестная героиня всем знакомого мультфильма про Карлсона. Впрочем, она воспитывала не только Малыша, а и его папу, пытаясь отучить его от вредной привычки курить...

Несколько заметок психолога о том, на что следует обратить внимание родителям при появлении в семье второго ребенка дабы старший брат или сестра не чувствовали себя забытыми и не нужными...

Маленький ребенок - маленькие проблемы, большой ребенок - большие проблемы. Эта фраза в последние годы становиться очень актуальной. Довольно часто совершаются преступления с участием подростка, которые отличаются особой жесткостью и цинизмом. Кто в этом виноват и что делать?..

Сегодня у специалистов нет какой-либо единой версии и теории, способных дать всеобъемлющее и бесспорное представление о том, как происходит психическое развитие ребенка.

Детская психология – это раздел , исследующий духовное и психическое развитие детей, закономерности происходящих процессов, изучающий инстинктивные и произвольные поступки и особенности развития, начинающиеся с рождения ребенка и до наступления зрелости в 12-14 лет.

Психологи делят детство на периоды, в основе периодизации психического развития детей лежит понятие ведущей деятельности, характеризующейся тремя основными признаками:

Во-первых , она должна быть обязательно смыслообразующей, нести смысловую нагрузку для ребенка, например, непонятные и бессмысленные ранее вещи, приобретают для трехлетнего ребенка определенный смысл только в контексте игры. Следовательно, игра — это есть ведущая деятельность и средство смыслообразования.

Во-вторых , базовые отношения со сверстниками и взрослыми складываются в контексте этой деятельности.

И, в-третьих , в связи с освоением этой ведущей деятельности появляются и развиваются основные новообразования возраста, тот круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь или другие навыки.

Ведущая деятельность имеет решающее значение на каждом определенном этапе детского психического развития, при этом не исчезают другие виды деятельности. Они могут становиться не основными.

Стабильные периоды и кризисы

Каждый ребенок развивается неравномерно, проходя относительно спокойные, стабильные периоды, сменяющиеся критическими, кризисными. Во время периодов стабильности ребенок накапливает количественные изменения. Это происходит медленно и не очень заметно для окружающих.

Критические периоды или кризисы в психологическом развитии детей открыты эмпирическим путем, причем, в случайном порядке. Сначала был открыт кризис семи лет, затем трех, потом 13 лет, и лишь потом первого года и кризис рождения.

Во время кризисов ребенок за короткий срок быстро меняется, изменяются основные черты его личности. Эти изменения в детской психологии можно назвать революционными, настолько они стремительны по течению и значительны по смыслу и значимости совершающихся перемен. Критические периоды характеризуются следующими особенностями:

  • возрастные кризисы у детей возникают незаметно и очень трудно определить моменты их наступления и окончания. Границы между периодами неотчетливы, в середине кризиса наблюдается резкое обострение;
  • во время кризиса ребенок трудно поддается воспитанию, часто конфликтует с окружающими, внимательные родители чувствуют его переживание, несмотря на то, что он в это время строптив и неуступчив. Падает успеваемость в школе, работоспособность и, наоборот, возрастает утомляемость;
  • внешне кажущийся негативный характер развития кризиса, происходит разрушительная работа.

Ребенок не приобретает, а только теряет из того, что приобретал прежде. В это время взрослым следует понять, что возникновение нового в развитии, практически всегда означает отмирание старого. Приглядевшись внимательно к эмоциональному состоянию ребенка, можно даже в критические периоды наблюдать и конструктивные процессы развития.

Последовательность любого периода определяется чередованием критических и стабильных периодов.
Взаимодействие ребенка с окружающей социальной средой является источником его развития. Все, чему учится ребенок, дают ему окружающие его люди. При этом в детской психологии необходимо, чтобы обучение шло с опережением.

Возрастные особенности детей

В каждом возрасте ребенка существуют свои характерные особенности, не учитывать которые нельзя.

Кризис новорожденности (0-2 месяца)

Это первый кризис в жизни ребенка, симптомы кризиса у ребенка – потеря веса в первые дни жизни. В таком возрасте ребенок – максимально социальное существо, он не в состоянии удовлетворить свои потребности и полностью зависим и, в то же время, лишен средств общения, вернее, не умеет общаться. Его жизнь начала становится индивидуальной, отдельной от организма матери. По мере приспособления к окружающим, у ребенка появляется новообразование в виде комплекса оживления, включающего в себя реакции: моторное возбуждение при виде приближающихся знакомых взрослых; использование плача для привлечения внимания к себе, т. е. попытки общения; улыбки, увлеченные «воркования» с матерью.

Комплекс оживления служит своеобразной границей критического периода новорожденности. Срок его появления служит основным показателем нормальности психического развития ребенка и появляется раньше у тех деток, матери которых не только просто удовлетворяют потребности ребенка, но и общаются с ним, разговаривают, играют.

Младенческий возраст(2 месяца – 1 год)

В этом возрасте ведущим типом деятельности является непосредственное эмоциональное общение с взрослыми.

Развитие детей первого года жизни закладывает основу его дальнейшего формирования как личности.

Зависимость от них носит еще всеобъемлющий характер, все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью.

К первому году жизни ребенок произносит первые слова, т.е. зарождается структура речевого действия. Осваиваются произвольные действия с предметами окружающего мира.

До года речь ребенка – пассивная . Он научился понимать интонацию, часто повторяющиеся обороты, но сам говорить еще не умеет. В детской психологии именно в этот период закладываются все основы речевых навыков, дети сами пытаются установить контакты с взрослыми при помощи плача, воркования, лепета, жестов, первых слов.

После года формируется активная речь. Запас слов малыша к 1 году достигает 30, почти все они имеют характер действий, глаголов: дай, возьми, пить, есть, спать и т.д.

В это время взрослым следует разговаривать с детьми четко и отчетливо, чтобы передать навыки правильной речи. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если родители показывают и называют предметы, рассказывают сказки.

С развитием движений связана предметная деятельность ребенка.

В последовательности развития движений есть общая закономерность:

  • движущийся глаз, ребенок учится сосредотачиваться на предмете;
  • выразительные движения — комплекс оживления;
  • перемещение в пространстве – ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться. Каждое движение открывает ребенку новые границы пространства.
  • ползание – эта стадия некоторыми детьми пропускается;
  • хватание, к 6 месяцам это движение из случайных захватываний превращается в целенаправленное;
  • манипулирование предметом;
  • указательный жест, вполне осмысленный способ выразить желание.

Как только ребенок начинает ходить, стремительно расширяются границы доступного ему мира. Ребенок учится у взрослых и постепенно начинает овладевать человеческими действиями: назначение предмета, способы действий с данным предметом, техника выполнения этих действий. Большое значение в усваивании этих действий имеют игрушки.

В этом возрасте закладывается умственное развитие, формируется чувство привязанности.

Кризисы в психологическом развитии детей одного года связаны с противоречием между биологической системой и вербальной ситуацией. Ребенок не умеет управлять своим поведением, начинают проявляться нарушения сна, потеря аппетита, угрюмость, обидчивость, плаксивость, Тем не менее, кризис не считается острым.

Раннее детство (1-3 года)

В этом возрасте разделяются линии психического развития мальчиков и девочек. У детей появляется более полная самоидентификация, понимание принадлежности к полу. Возникает самосознание, развиваются притязания на признание со стороны взрослых, желание заслужить похвалу, положительную оценку.

Происходит дальнейшее развитие речи, к трем годам словарный запас достигает 1000 слов.

Происходит дальнейшее умственное развитие, появляются первые страхи, которые могут усугубляться раздражительностью родителей, гневом и могут способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Не помогает и чрезмерная опека со стороны взрослых. Более эффективным является способ, когда взрослые учат ребенка обращению с предметом, вызывающим страх на наглядных примерах.

В этом возрасте базовой потребностью является тактильный контакт, ребенок осваивает ощущения.

Кризис трех лет

Кризис острый, симптомы кризиса у ребенка: на предложения взрослых, упрямство, безличная строптивость, своеволие, протест-бунт против окружающих, деспотизм. Симптом обесценивания, проявляется в том, что ребенок начинает обзывать родителей, дразнить, ругаться.

Смысл кризиса в том, что ребенок пытается научиться делать выбор, перестает нуждаться в полной опеке родителей. Вяло текущий кризис говорит о задержке в развитии воли.

Следует определить для подрастающего ребенка какую-то сферу деятельности, где бы он мог действовать самостоятельно, например, в игре можно опробовать свою независимость.

Дошкольное детство (3-7лет)

В этом возрасте ребенок в игре переходит от простого манипулирования предметами к сюжетной игре – во врача, продавца, космонавта. Детская психология отмечает, что на данном этапе начинает появляться ролевая идентификация, разделение ролей. Ближе к 6-7 годам появляются игры по правилам. Игры имеют большое значение в психическом и эмоциональном развитии ребенка, помогают справиться со страхами, учат брать на себя ведущую роль, формируют характер ребенка и его отношение к действительности.

Новообразованиями дошкольного возраста являются комплексы готовности к обучению в школе:

  • личностная готовность;
  • коммуникативная готовность означает, что ребенок умеет взаимодействовать с окружающими по нормам и правилам;
  • когнитивная готовность предполагает уровень развития процессов познания: внимания, воображения, мышления;
  • технологическая оснащенность – тот минимум знаний, навыков, который позволяет обучаться в школе;
  • уровень эмоционального развития, умение управлять ситуативными эмоциями и чувствами.

Кризис 7 лет

Кризис семи лет напоминает кризис одного года, ребенок начинает предъявлять требования и претензии на внимание к своей персоне, его поведение может становиться демонстративным, слегка вычурным или даже карикатурным. Он не умеет еще хорошо владеть своими чувствами. Самое главное, что могут показать родители – это уважение к ребенку. Следует поощрять его за самостоятельность, проявление инициативы, и наоборот, не наказывать слишком строго за неудачи, т.к. это может привести к тому, что вырастет безынициативная и безответственная личность.

Младший школьный возраст (7-13 лет)

В этом возрасте основная деятельность ребенка – обучение, причем, обучение вообще и обучение в школе могут не совпадать. Чтобы процесс проходил успешнее, обучение, должно быть, сродни игре. Детская психология рассматривает этот период развития как самый важный.

Основные новообразования в этом возрасте:

  • интеллектуальная рефлексия – появляется способность запоминать информацию, систематизировать ее, хранить в памяти, извлекать и применять в нужные моменты;
  • личностная рефлексия , расширяется число факторов, влияющих на самооценку, складывается представление о самом себе. Чем теплее отношения с родителями, тем самооценка выше.

В умственном развитии начинается период конкретизированных мыслительных операций. Постепенно убывает эгоцентризм, появляется способность сосредотачиваться сразу на нескольких признаках, умение сопоставлять их, отслеживать изменения.

На развитие и поведение ребенка влияет отношения в семье, стиль поведения взрослых, При авторитарном поведении дети развиваются менее успешно, чем при демократическом, дружеском общении.

Продолжается обучение общения со сверстниками, способность к адаптации, а отсюда, к коллективному сотрудничеству. Игра по прежнему необходима, она начинает принимать личностные мотивы: предубеждение, лидерство – подчинение, справедливость — несправедливость, преданность – предательство. В играх появляется социальная составляющая, детям нравится придумывать тайные сообщества, пароли, шифры, определенные ритуалы. Правила игры и распределение ролей помогают усваивать правила и нормы взрослого мира.

Эмоциональное развитие в большей степени зависит от опыта, приобретенного вне дома. Вымышленные страхи раннего детства сменяются конкретными: боязнь уколов, природных явлений, тревога за характер отношений со сверстниками и т.д. Иногда появляется нежелание идти в школу, при этом может появиться головная боль, рвота, колики в животе. Не надо принимать это за симуляцию, возможно, это страх перед какой-то конфликтной ситуацией с учителями или сверстниками. Следует дружески поговорить с ребенком, выяснить причину нежелания идти в школу, попытаться разрешить ситуацию и мотивировать ребенка на удачу и успешное развитие. Отсутствие демократичного общения в семье может способствовать развитию школьного возраста.

Кризис 13 лет

В детской психологии возрастные кризисы у детей тринадцати лет – это кризисы социального развития. Он очень напоминает кризис 3 лет: «Я сам!» . Противоречие между личностным Я и окружающим миром. Характеризуется падением работоспособности и успеваемости в школе, дисгармонией во внутреннем личностном строении и относится к числу острых кризисов.

Симптомы кризиса у ребенка в этот период:

  • негативизм , ребенок враждебен ко всему окружающему миру, агрессивен, склонен к конфликтам и в то же время к самоизоляции и одиночеству, испытывает недовольство ко всему. Мальчики подвержены негативизму в большей степени, чем девочки;
  • падение продуктивности , способности и интереса к учебе, замедление творческих процессов, причем, даже в тех областях, в которых ребенок одарен и ранее проявлял большую заинтересованность. Вся заданная работа выполняется механически.

Кризис этого возраста связан, в основном, с переходом на новую стадию интеллектуального развития – переход от наглядности к дедукции и пониманию. Конкретное мышление сменяется логическим. Это наглядно проявляется в постоянном требовании доказательств и критицизме.

У подростка появляется интерес к абстрактному – музыке, философским вопросам и т.д. Мир начинает разделяться на объективную действительность и внутренние личностные переживания. Интенсивно закладываются основы мировоззрения и личности подростка.

Подростковый период (13-16 лет)

В этот период происходит бурный рост, возмужание, развитие вторичных сексуальных признаков. Фаза биологического созревания совпадает с фазой развития новых интересов и разочарование прежними привычками и интересами.

При этом навыки и сложившиеся механизмы поведения не меняются. Возникает, особенно у мальчиков, острые сексуальные интересы, как говорят начинают «шалить» . Начинается процесс мучительного расставания с детством.

Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное общение со сверстниками. Происходит ослабление связей с семьей.

Основные новообразования:

  • формируется концепция «Мы» — происходит деление на сообщества «свои — чужие». В подростковой среде начинается деление территорий, сфер жизненного пространства.
  • образование референтных групп. В начале формирования это однополые группы, со временем они становятся смешанными, далее компания делится на пары и состоит из взаимосвязанных пар. Мнения и ценности группы, практически всегда оппозиционные или даже враждебные взрослому миру, становятся для подростка доминантными. Влияние взрослых затруднено в силу закрытости групп. У каждого члена группы отсутствует критичность к общему мнению или мнению лидера, инакомыслие исключается. Изгнание из группы приравнивается к полному краху.
  • эмоциональное развитие проявляется чувством взрослости. В некотором смысле оно еще ложное, необъективное. Фактически, это только тенденция к взрослости. Проявляется в:
    • эмансипации – требовании к независимости.
    • новом отношении к учению – стремлении к большему самообразованию, причем, полное безразличие к школьным оценкам. Часто возникает несоответствие интеллекта подростка и оценок в дневнике.
    • появление романтических отношений с представителями другого пола.
    • изменение внешнего облика и манеры одеваться.

В эмоциональном плане подросток испытывает большие трудности и переживания, чувствует себя несчастным. Появляются типично подростковые фобии: застенчивость, недовольство своей внешностью, тревожность.

Игры ребенка трансформировались в фантазию подростка и стали более творческими. Это выражается в сочинении стихов или песен, ведении дневников. Фантазии детей обращены вовнутрь самого себя, в интимную сферу, и скрываются от окружающих.

Насущная потребность в этом возрасте – понимание .

Родительские ошибки воспитания подростков – эмоциональное отвержение (безразличие к внутреннему миру ребенка), эмоциональное потворство (ребенка считают исключительным, ограждают от внешнего мира), авторитарный контроль (проявляется в многочисленных запретах и излишней строгости). Еще более усугубляет кризис подросткового возраста потворствующее невмешательство (отсутствие или ослабление контроля, когда ребенок предоставлен сам себе и полностью самостоятелен во всех решениях).

Отличается от всех этапов развития ребенка, проявляются все аномалии личностного развития, зародившиеся и развившиеся ранее, и выражаются в поведенческих (чаще у мальчиков) и эмоциональных (у девочек) расстройствах. У большинства детей расстройства проходя самостоятельно, но некоторым требуется помощь психолога.

Воспитание детей требует больших сил, терпения и душевного равновесия взрослых. В то же время – это единственная возможность выразить свою мудрость и глубину любви к своему ребенку. Воспитывая своих детей, нужно помнить, что перед нами личность, и вырастает она такой, какой мы ее воспитали. Во всех вопросах постарайтесь встать на позицию ребенка, тогда его будет легче понять.

Загрузка...