Dom2stars - Женский портал

Что читать детям которые идут в школу. Детские книжки

Нередко у младших школьников учеба идет ни шатко ни валко, поскольку они очень медленно читают. Низкая скорость получения информации влияет на скорость выполнения всей работы в целом. В итоге ребенок подолгу сидит над учебником, а успеваемость находится на отметке «удовлетворительно».

Как научить ребенка быстро читать и в то же время осознавать прочитанное (подробнее в статье: )? Можно ли добиться того, что чтение станет познавательным процессом, дающим массу новой информации и не станет «тупым» считыванием букв и слогов? Мы расскажем, как обучить школьника скорочтению и не потерять при этом истинный смысл занятия. Читаем быстро, но качественно и вдумчиво.

Крайне важно научить ребенка не просто читать, но еще и осознавать прочитанное

С чего начинать обучение скорочтению?

Говоря о классическом приеме скорочтения, подчеркнем, что основа в нем – это полный отказ от внутреннего проговаривания. Такая методика не годится для младших школьников. Начинать ее следует не раньше 10-12 лет. До этого возраста дети лучше усваивают информацию, которая считывается на той же скорости, что при говорении.

Родители и педагоги все же могут почерпнуть для себя ряд полезных принципов и приемов, которые входят в эту методику. Детский мозг в возрасте 5-7 лет имеет все возможности для полноценного раскрытия и совершенствования - об этом говорят многие педагоги маститых школ: Зайцева, Монтессори и Глена Домана. Все эти школы начинают обучать детей чтению именно в этом возрасте (около 6 лет), лишь одна известная всему миру Вальдорфская школа начинает процесс немного позже.

Об одном факте мнение сходится у всех учителей: обучение чтению – процесс добровольный. Нельзя заставлять ребенка читать против его воли. Помочь малышу найти в себе внутренние силы для освоения нового навыка родители могут путем использования игр.

Готовим к чтению дошколят

Сегодня на прилавках магазинов существует огромный ассортимент пособий для обучения чтению. Мамы и папы, разумеется, начинают этот процесс с изучения букв, для чего покупаются азбуки в самых разных видах: говорящие книжки и плакаты, кубики, паззлы и многое другое.



На помощь самым младшим деткам приходит азбука

Цель у всех родителей чрезвычайно важная, но при этом следует помнить, что нужно учить сразу так, чтобы потом не пришлось переучивать. Часто, сами того не ведая, взрослые учат не теми методами, что в итоге рождает в голове у ребенка путаницу, которая ведет к ошибкам.

Наиболее распространенные ошибки родителей

  • Произнесение букв, а не звуков. Ошибочно называть алфавитные варианты букв: ПЭ, ЭР, КА. Для правильного обучения требуется их краткое произнесение: П, Р, К. Неправильное начало приведет к тому, что позднее при словосложении у ребенка возникнет проблема в формировании слогов. Так, например, он не сможет идентифицировать слово: ПЭАПЭА. Таким образом, кроха не может увидеть чудо чтения и понимания, а значит, и сам процесс станет для него абсолютно неинтересным.
  • Ошибочное научение соединению букв в слоги и чтение слов. Будет неверным следующий подход:
    • говорим: П и А будет ПА;
    • чтение по буквам: Б, А, Б, А;
    • анализ слова только взглядом и воспроизведение его без учета текста.

Учим читать правильно

Следует учить малыша тянуть первый звук до начала произнесения второго - к примеру, МММО-РРРЕ, ЛЛЛУУУК, ВВВО-ДДДА. Обучив ребенка таким образом, вы увидите положительные сдвиги в обучении намного быстрее.



Навык чтения тесно связан с правильным произношением звуков

Очень часто нарушения чтения и письма берут свою основу в произносительной базе ребенка. Малыш неправильно произносит звуки, что влияет в дальнейшем на чтение. Советуем начинать посещать логопеда начиная с возраста 5 лет и не дожидаться, когда речь установится самостоятельно.

Занятия в первом классе

Известный профессор И.П. Федоренко разработал собственную методику обучения чтению, главный принцип которой заключается в том, что важно не сколько времени вы тратите на книгу, а то, как часто и регулярно вы занимаетесь.

Научиться что-то делать на уровне автоматизма можно даже без изнурительных долгих занятий. Все упражнения должны быть кратковременными, но проводиться с регулярной частотой.

Многие родители, сами того не желая, ставят палки в колеса стремлению ребенка научиться читать. Во многих семьях ситуация складывается однотипно: «Садись за стол, вот тебе книга, прочти первую сказку и пока не закончишь, не выходи из-за стола.» Скорость чтения у малыша, учащегося в первом классе, очень низкая и поэтому на прочтение одного короткого рассказа ему потребуется не меньше часа. За это время он очень устанет от умственного тяжелого труда. Родители таким подходом убивают в ребенке желание к чтению. Более щадящий и эффективный способ проработки одного и того же текста – это порционная работа над ним, по 5-10 минут. Затем эти попытки в течение дня повторяются еще раза два.



Дети, которых заставляют читать, обычно полностью теряют интерес к литературе

Когда ребенок садится за книгу без удовольствия, важно применять в таком случае щадящий режим чтения. При таком способе между прочитыванием одной-двух строчек малыш получает небольшой перерыв.

Для сравнения можно себе представить просмотр слайдов из диафильма. На первом кадре ребенок читает 2 строчки, затем изучает картинку и отдыхает. Затем переключаем на следующий слайд и повторяем работу.

Большой педагогический опыт позволил учителям применять различные эффективные методики по обучению чтению, которые можно использовать и дома. Ниже приведем примеры некоторых из них.

Упражнения

Слоговая таблица скоростного чтения

В данном наборе содержится перечень слогов, которые повторяются многократно за один сеанс прочтения. Такой способ отработки слогов тренирует артикуляционный аппарат. Сначала дети прочитывают одну строку таблицы медленно (хором), затем в чуть более быстром темпе, а в последний раз – как скороговорку. В течение одного урока отрабатывается от одной до трех строк.





Использование слоговых табличек помогает ребенку скорее запомнить сочетания звуков

Изучая такие слоговые таблицы, дети начинают понимать, по какому принципу они строятся, им проще сориентироваться и найти требуемый слог. Со временем детки понимают, как быстро находить слог на пересечении вертикальной и горизонтальной линий. Сочетание гласных и согласных становится для них понятным с точки зрения звукобуквенной системы, в дальнейшем становится проще воспринимать слова как единое целое.

Открытые слоги нужно читать как по горизонтали, так и по вертикали (подробнее в статье: ). Принцип чтения в таблице двоякий. Горизонтальные строчки отображают один и тот же согласный звук с различными вариациями гласных. Читается согласный протяжно с плавным переходом в гласный звук. В вертикальных строчках гласный остается одним и тем же, а согласные звуки меняются.

Хоровое произнесение текста

Тренируют артикуляционный аппарат в начале урока, а в середине снимают чрезмерное утомление. На листе, который выдается каждому ученику, предлагается ряд скороговорок. Первоклассники могут выбрать для отработки понравившуюся или относящуюся к теме урока скороговорку. Произнесение скороговорок шепотом также является отличной тренировкой для артикуляционного аппарата.



Выполнение упражнений на артикуляцию повышает чистоту речи и помогает скорочтению

Комплексная программа для чтения

  • многократное повторение написанного;
  • чтение в быстром ритме скороговорки;
  • продолжение чтения незнакомого текста с выражением.

Совместное выполнение всех пунктов программы, произнесение не очень громким голосом. Темп у каждого свой. Схема проведения следующая:

Прочитанное и осознанное содержание первой части сказки/рассказа продолжается хоровым чтением вполголоса следующей части. Задание длится 1 минуту, после чего каждый школьник делает отметку, до какого места он дочитал. Затем задание повторяется с тем же отрывком, новое слово также отмечается и результаты сравниваются. В большинстве случаев второй раз показывает, что количество прочитанных слов стало больше. Увеличение этого количества создает положительный настрой у детей и им хочется добиваться все новых успехов. Советуем изменить темп чтения и прочесть как скороговорку, что будет развивать артикуляционный аппарат.

Третья часть упражнения заключается в следующем: знакомый текст читается в медленном темпе с выражением. Когда дети доходят до незнакомой части, темп чтения увеличивается. Прочитать будет нужно одну или две строчки. С течением времени количество строк нужно увеличивать. Вы заметите, что через несколько недель систематических занятий у ребенка будет отмечаться явный прогресс.



В обучении очень важна последовательность и легкость упражнений для ребенка

Варианты упражнений

  1. Задание «Бросок-засечка». При выполнении упражнения ладони учащихся находятся на коленях. Начинается оно словами учителя: «Бросок!» Услышав эту команду, дети начинают читать текст из книги. Затем учитель говорит: «Засечка!» Это время для отдыха. Дети закрывают глаза, руки же все время остаются на коленях. Услышав вновь команду «Бросок», учащиеся ищут строчку, на которой они остановились и продолжают чтение. Продолжительность упражнения – около 5 минут. Благодаря такой тренировке дети учатся зрительному ориентированию по тексту.
  2. Задание «Буксир». Целью данного упражнения является управление способностью менять темп чтения. Первоклассники читают текст вместе с учителем. Учитель подбирает удобный для учащихся темп, а школьники должны стараться не отставать. Затем учитель переходит в чтение «про себя», что также повторяют дети. Спустя небольшой промежуток времени учитель снова начинает чтение вслух, а дети, при правильном улавливании темпа, должны читать вместе с ним одно и то же. Повысить уровень чтения можно, делая данное упражнение в парах. Лучше читающий ученик читает «про себя» и одновременно водит пальцем по строчкам. Сосед читает вслух, ориентируясь на палец партнера. Задача второго ученика успевать за чтением более сильного партнера, что должно в перспективе увеличить скорость чтения.
  3. Найти половинку. Задачей школьников будет поиск в таблице второй половины слова:

Программа для детей старше 8 лет

  1. Поиск слов в тексте. За отведенное время ученики должны найти слова, начинающиеся на определенную букву. Более сложный вариант при обучении технике скоростного чтения – поиск определенной строки в тексте. Такое занятие помогает усовершенствовать зрительный поиск по вертикали. Учитель начинает читать строчку, а дети должны найти ее в тексте и прочитать продолжение.
  2. Вставка пропущенных букв. В предлагаемом тексте отсутствуют некоторые буквы. Как много? Зависит от уровня готовности детей. Вместо букв могут быть точки или пробелы. Такое упражнение помогает ускорить чтение, а также помочь объединять буквы в слова. Ребенок соотносит начальные и конечные буквы, анализирует их и составляет целое слово. Дети учатся прочитывать текст немного вперед, чтобы верно подобрать нужное слово, а этот навык обычно формируется уже у хорошо читающих детей. Более простой вариант упражнения для детей старше 8-летнего возраста представляет собой текст с пропущенными окончаниями. К примеру: Вече… наступ… в город…. Мы двигал… по тропин… между гаража… и замети… маленьк… котен… и т.д.
  3. Игра «Прятки». Учитель начинает произвольно читать какую-то строчку из текста. Школьники должны быстро сориентироваться, найти это место и продолжить совместное чтение.
  4. Упражнение «Слово с ошибкой». Читая, учитель делает ошибку в слове. Детям всегда интересно поправлять неточности, ведь так их авторитет возрастает, равно как и уверенность в своих силах.
  5. Самостоятельные замеры скорости чтения. Дети в среднем должны читать около 120 слов в минуту и даже больше. Достигать этой цели будет легче и интереснее, если они начнут вести самостоятельные замеры своей скорости чтения раз в неделю. Ребенок сам подсчитывает число прочитанных слов и заносит результаты в табличку. Такое задание актуально в 3-4 классе и позволяет улучшить технику чтения. Вы можете найти другие примеры упражнений и видеозанятий по скорочтению в сети Интернет.

Скорость чтения является важным показателем прогресса и должна регулярно отслеживаться

Стимулируем результатами

Оценка положительной динамики очень важна. Ребенок получит хороший стимул к дальнейшей работе, если будет видеть, что уже добился некоторых успехов. Над рабочим местом можно повесить таблицу или график, который бы отображал прогресс в обучении скорочтению и улучшение самой техники чтения.

Особенно важно подтянуть чтение к концу третьего класса. В этом возрасте ребенок должен прочитывать минимум 120 слов в минуту. Скорочтение для детей – отличный вариант, чтобы научить ребенка ускорить темп чтения и в то же время понимать прочитанное, читая «про себя».

Надежда Бука:

В этом году мы уже идем в 5-й класс. Мой Женя ни читать, ни писать не умел, когда в школу шёл. Ему было 6,5 лет, и вот сегодня я думаю, что это было рано. Особенно для моего сына. Он три класса подряд носил в школу игрушки.

Женя знал все буквы в 6 лет, но складывать их в слоги не умел и не хотел. Я не настаивала. Знала, что в школе он всему научится! А для чего тогда 1-й класс?

Я помню сама, когда пошла в школу - не знала даже букв, а в конце года читала 102 слова в минуту, была гордостью школы. Так и мой сын к концу 1- го класса сдал технику чтения на «отлично». Не нужно опережать время, не нужно загружать детей. Дайте им детство. Это принцип, которым я всегда руководствуюсь со своими детьми.

Елена Аскерко:

В 7 лет Лиза моя шла в гимназию полностью готовая. Читала и писала печатными буквами с 5 лет. Проблем не было, все азы заложила бабушка в раннем детстве.

Обучение ей давалось легко, она не сопротивлялась, когда мы ей предлагали позаниматься. Книга для нее всегда была лучшей игрушкой.

Катерина Солодкая:

В первый класс мы пошли в прошлом году. Злате было 6,3 года. Я вообще ни разу не мама-наседка, своего ребенка в школу отдавала как в детсад. Документы за неделю до окончания приема подала.

Из подготовки обязательным считала - это умение читать, счет до 20, а остальные премудрости - за учителем.

Насиловать правописанием до школы и парить мозг ребенка в подготовительных школах - я категорически против этого. У меня ребенок по собственному желанию ходил в школу английского, потому что ей понравился педагог и пробное занятие. Если в кайф - то и знание будет даваться легко.

И я всегда была против лишней «запаренности» мозга. Возможно, потому что сама настрадалась в своё время.

Марина Кульба:

Мы пошли в школу в 6 лет и ничего не умели.

К концу года мой ребёнок оказалось, что мой ребенок лучше читает, считает и пишет, чем дети, которые прошли подготовительные курсы и в школу шли уже с какими-то заложенными азами.

Я считаю, что в школе научат лучше и правильней, чем мама дома.

Надежда Рекуть:

Сейчас у мам - повальная мода на раннее развитие своих чад. Причем, чем раньше они начинают это делать - тем это считается лучше… Ребенок еще толком ходить и по-русски разговаривать не научился, но уже учит английский язык! Интересно или нет это «шилопопу» - неважно. Ведь соседская Маша уже с 3 лет читает, а в 5 - умножает столбиком! Разделяю ли я это увлечение? Скорее нет, чем да.

Да, моя первоклашка пошла в школу уже умея и читать, и писать, но, по правде говоря, это больше ее заслуга, чем моя... Не было у меня цели научить дочку, скажем к 4 годам азбуке, а к 5 - письму...

Я всегда шла за своим ребенком, внимательно прислушиваясь к ее интересам, которые и старалась развивать... Она до безумия любила и любит книги...

Сначала просто слушала сказки, потом рассказывала их наизусть, чем немало забавляла взрослых. А потом начала пальчиком следить за тем, как я читаю - так постепенно сама и научилась. Примерно также, играя, мы освоили и письмо. С математикой познакомились на кухне, когда вместе готовили. Очень скоро дочка ловко отсчитывала, скажем, 3 огурца в салат или 5 яиц в пирог.

Бытует мнение, что когда ребенок и читает, и пишет - это мешает в первом классе. Мол, ребенку будет скучно и неинтересно на уроках. Не знаю, как кому, а нам очень повезло с первой учительницей. Ирина Николаевна быстро нашла подход к каждому ребенку и давала задания, исходя из способностей и знаний.

В итоге, к 4 классу моя доченька с нетерпением ждет окончания летних каникул, зачеркивая дни на календаре, так ей уже хочется скорее пойти в школу. Желание учиться не прошло, а только окрепло. Читает она по-прежнему много, но теперь уже сама, конечно. И да, лучший подарок на день рождения для нее - это книга.

Главное, на мой взгляд, прививая знания ребенку - не отбить желание учиться. У малыша должны гореть глазки - тогда всё получится!

Молодые мамы часто размышляют над тем, что мешает детям полюбить читать. Частый ответ - гаджеты тому вина. Посмотрите на этот вопрос с другой стороны. Что же помогает детям полюбить читать?

Вот 3 действия, которые подготовят ребенка к периоду самостоятельного чтения. Подумайте об этого прежде, чем ребенок впервые возьмет в руки книги, чтобы самостоятельно почитать.

Перед тем как подойти к первому самостоятельному чтению, у ребенка уже возникло отношение к книгам. Большинство мам читают детям с раннего детства. Малыш получает первое представление о книгах, когда мама читает ему, и они вместе рассматривают картинки. Гораздо лучше читать ребенку понемногу и фокусироваться на сюжете, нежели ставить аудиокнигу или читать ребенку фоном, когда он занят другим делом. Фоновое чтение обесценивает книгу. Это всего лишь шум. Сколько времени уделять чтению? До тех пор, пока ребенок заинтересован. Полезно будет обратить внимание на то, что привлекло ребенка в книге и в этом удовлетворять его интерес. Внутренняя готовность к восприятию книг закладывается позитивным опытом в раннем детстве.

2. Обучите ребенка звукам и буквам

После того как у ребенка зародился интерес к книге, наступает очередь подготовиться к самостоятельному чтению технически. Для этого ребенок изучает звуки и буквы. С их помощью дети пробуют читать. На этот счет есть много методик. Каждая мама выбирает подходящую для своего ребенка. После изучения инструмента, с помощью которого ребенок пробует читать, тут нужны книжки. С ними ребенок укрепится в навыке чтения и приобретет новый ресурс для получения знаний. С увлекательной книгой также можно интересно провести время. Какие же должны быть первые книжки, чтобы ребенок зачитал?

3. Подберите подходящие книги

Книги для первого самостоятельного чтения - особенные. Они сильно отличаются от тех, которые взрослые читают детям. У книг для самостоятельного чтения четкая задача - помочь детям научиться читать и при этом получить удовольствие от чтения. При выборе книг для любимого ребенка важно учитывать следующее:

Текст

  • Крупный шрифт.
    Дает легкость в прочтении текста.
  • Легко читаемая гарнитура.
    Форма букв округлая, а не угловатая.
  • Расстояние между буквами больше, чем в обычных текстах.
    Помогает видеть каждую букву отдельно. Маленькое расстояние визуально сливает буквы и их трудно читать.
  • Расстояние между строк больше, чем в обычных тексте.
    Оно зрительно разделяет строки, из-за чего легче читать.
  • Контрастный фон.
    Помогает четко видеть буквы.

Самая большая ценность в тексте – это сюжет. Он просто обязан быть увлекательным. Иначе чтение будет скучным и нудным занятием, от которого захочется скорее избавиться. Что, к сожалению, часто дети и делают. К 4-5 годам ребенок ощущает себя уже большим и умным. Чтение сказок «Колобок» и «Репка» не увлекает. Дети, конечно, читают то, что предлагают взрослые. Это скорее вынужденное чтение, нежели чтение по интересу. И это следует признать.

Тогда что же интересно детям дошкольного возраста? У каждого ребенка свои увлечения, но есть тема, интересная большинству детей данного возраста. Это они сами! Дети 4-6 лет любят общаться. Взаимодействуя друг с другом, они учатся социализации. Таким образом, они познают самих себя и себя в обществе. Когда дети читают о таких же детях, как они сами, и о тех ситуациях, которые происходят с ними в жизни, то это резонирует с их чувствами и состояниями. Этим интересом книга дотрагивается до сердца ребенка. Чтение с занятным сюжетом становится легким, потому что ребенок фокусируется на интересном вместо скрупулезного распознавания букв. Незаметно для себя прочитывает книжку, делится впечатлениями с близкими людьми. Не задумывается, легко ли было читать или трудно. Это как раз и есть чтение на интересе.

Замечательно, а как же ребенок прочтет текст без концентрации на буквах, если только научился читать, спросите вы. И будете правы. Ребенок читает захватывающую книгу на одном дыхании, когда текст не только интересный, но и по силам для него. То есть самые первые книги легко читать, когда в них по 1-2 коротких слова на страницу. С таких книг ребенок легко начинает читать. Следующие книги уже будут с одним простым предложением на страницу. Затем 2 предложения на страницу. И так последующее усложнение с каждым шагом. Именно постепенное усложнение развивает навык плавно и результативно.

Кроме того, чтобы книги были по силам, их должно быть много. Прочтение множества книг с одной и той же сложностью текста укрепляет навык чтения. Один ребенок захочет прочесть 10 таких книг и затем выбрать книги посложнее. Другой будет рад прочитать 20-30 и только после этого возьмет более сложный текст. Дети переходят к усложнению тогда, когда чувствуют уверенность и готовность двигаться дальше.

Иллюстрации

  • Простые, реалистичные и понятные.
    Передают одну конкретную мысль, чтобы сохранить ясность сюжетной линии.
  • Цвета умеренно яркие.
    Влияют на эмоциональное восприятие.
  • Рисунок отображает текст.
    Помогает понять содержание.

Общие характеристики

  • Размер книги.
    Критерий размера детской книжки – удобство. Ребенок сам держит книгу, без помощи взрослого, и перелистывает.
  • Количество страниц.
    Соответствует сложности текста.
  • Грамотность.
    Пропуск букв, опечатки, ошибки не допустимы. Ребенок впитывает данность как правильность. Не способен увидеть ошибку.
  • Ясность в сюжете.
    В книге есть начало, середина и конец истории.
  • Текст в книге обращен только к детям. Уже с первых страниц ребенок ожидает увидеть историю для него. Текст для взрослых мешает.

Успешность первого самостоятельного чтения с такими книгами велика. С ними ребенок приобретет самостоятельность, уверенность в себе, улучшит навыки чтения и откроет для себя нового друга - Книгу. Попутно научится делиться впечатлениями о прочитанном, ясно и понятно выражать мысли, критически оценивать свои умения.

Все это ребенок получит при условии – если мы, взрослые, будем поддерживать его. Как это сделать? Вот как мы можем помочь:

– Создать подходящую среду для чтения. Комфортное место и удобные книжные полки, откуда ребёнок может сам легко брать книги. Достаточное количество книг по интересам и по силам прочесть самому.

– Создать благоприятную атмосферу для чтения, выделить для этого конкретное время дня.

– Дать ребенку рассматривать иллюстрации и читать слово или предложение столько времени, сколько он хочет. Не торопить.

– Отвечать на заданные им вопросы по книге.

– Выслушивать впечатления о прочитанном, если даже иногда непонятно и долго. Помогать наводящими вопросами выразить мысль.

– В непосредственной среде мотивировать ребенка на чтение. Показывать, что текст несет информацию. Как пример – писать записки для ребенка, предлагать прочесть простые инструкции.

– Позитивно относиться даже к малейшим успехам в чтении и не фокусироваться на неудачах.

– Показать ценность чтения книги, и не поощрять чтение «конфетами».

Когда родители учитывают эти моменты, важные для подготовки и для первого самостоятельного чтения, то ребенок читает взахлеб, упивается чтением, глотает книги… При этом учеба дается легко, потому что успешность обучаться напрямую зависит от навыка чтения. Читающий ребенок уверен в себе и готов к саморазвитию. Это так радует родителей и дает лишний раз испытать чувство радости и гордости за ребенка.

Чтение ребёнок должен освоить ещё до того, как пойдёт в первый класс. Ведь читающий ученик имеет гораздо меньше трудностей с обучением в целом. Информацию о том, как научить вашего ребёнка читать бегло, вы найдёте в данной статье.

Обучение чтению — главная задача в 1 классе

Техника чтения

В 7 лет ребёнок впервые идёт в школу. В начальных классах на уроках чтения особое внимание уделяется проверке техники чтения. Ученик должен выразительно и без ошибок читать не менее 30 слов в минуту, правильно ставить ударения, понимать читаемый текст и пересказывать его.


Что такое техника чтения у детей

Причины медленной скорости чтения

  • Слабая оперативная память, когда ребёнок через 3-4 слова забывает прочитанное и поэтому не может уловить суть предложения.
  • Слабая концентрация внимания и отсутствие усидчивости.
  • Мало практики. Здесь всё просто: читаем больше – читаем лучше.
  • Низкий объем оперативного поля зрения. Расширить его можно при помощи таблиц Шульте (читайте ниже).
  • Отсутствие заинтересованности к чтению.

Многие родители сталкиваются с вопросом, как научить ребёнка любить книги — и не находят однозначного ответа. Присмотритесь к своему чаду. Кто, как ни мама с папой смогут определить, что в действительности сможет пробудить тягу к знаниям и литературе у ребёнка?


Совместное чтение — лучший способ привить любовь
  • Ограниченный словарный запас. Заниматься с ребёнком нужно не тогда, когда уже начались проблемы, а значительно раньше – с самого раннего возраста. Общайтесь с малышом на всевозможные темы, терпеливо отвечайте на все его вопросы, рассказывайте увлечённо, постепенно добавляя в лексикон малыша всё новые слова.
  • Наличие регрессии, когда маленькие глазки постоянно норовят вернуться к уже прочитанному слову.
  • Неразвитость артикуляционного аппарата, плохая дикция. Правильное произношение всех звуков должно быть выработано до того, как вы начнёте усиленно работать над скорочтением.
  • Дислексия – серьёзное, но вполне поправимое нарушение. У ребёнка теряются способности к овладению навыками чтения, но при этом общая способность к обучению сохраняется. В данном случае правильнее всего обратиться к квалифицированным специалистам – дефектологу и логопеду.

Причины дислексии — нарушения чтения

Как научить своего ребёнка в 1 классе бегло читать? Решение данной проблемы зависит от того, что именно является главной причиной низкой скорости чтения.


Надо ли научить ребенка читать до школы

Если после первой проверки техники чтения в школе оказалось, что ваш ребёнок читает недостаточно бегло, запаситесь терпением и настойчивостью. И прежде чем перейти к конкретным упражнениям для улучшения скорости чтения, примите несколько советов:

  1. Совет №1. Занятия должны быть регулярными. Вы не получите достойного результата, если будете уделять время для чтения с ребёнком лишь от случая к случаю. Не прекращайте заниматься и в каникулы, даже когда закончится учебный год.
  2. Совет №2. Важно иметь правильный настрой. Как научить ребёнка любить читать, если родители сами относятся к данному занятию пренебрежительно? Воспринимайте чтение как нечто очень увлекательное, тогда ребёнок охотно будет заниматься.
  3. Совет №3. Постарайтесь подбирать литературу с красочными картинками и крупными буквами.
  4. Совет №4. Занятия можно проводить не только дома. Берите с собой книгу в поликлинику, в гости. В летний период выходите читать в парк – получите двойную пользу.
  5. Совет №5. Обязательно учитывайте характер ребёнка. Гораздо сложнее заинтересовать книгой непоседу. Он будет чаще отвлекаться, но ругать ребёнка за это не следует. Делайте более большие перерывы между занятиями, а также проявляйте фантазию. Научить ребёнка читать можно и в игровой форме.
  6. Совет №6. Прежде чем начать занятие, продумайте его тщательным образом, изучите материал. Предлагайте ребёнку только те книги, содержание которых вы достаточно изучили.
  7. Совет №7. Обращайте внимание не только на скорость чтения, но и на то, понимает ли ребёнок смысл текста. Попросите его объяснить прочитанный материал, подсказывайте, подталкивайте к нужной мысли.
  8. Совет №8. Чтобы научить читать вашего ребёнка увлечённо, с интересом, подходите к процессу обучения творчески: разыгрывайте сценки по произведениям, рисуйте любимых персонажей, придумывайте разные варианты финала.

О пользе семейного чтения

Выполняя данные советы вы легко сможете приучить ребёнка к книге и улучшить его технику чтения. Выберите один или несколько вариантов занятий, которые предложены ниже.

Занятия

Чтение любимой игрушке. Во время занятия посадите рядом с ребёнком его любимую куклу, игрушку и предложите развлечь интересной книгой. Также малыш может прочитать сказки на ночь плюшевому мишке или зайцу. В роли учителя или родителя дети чувствуют себя увереннее, важнее, поэтому и чтение даётся легче.


Чтение игрушкам — увлекательная игра

Рациональность. Маленьким детям с трудом даются длинные тексты, даже если они весьма увлекательны. Поэтому, чтобы не спровоцировать утомляемость от чтения и не отбить желание напрочь, подберите несколько коротких, но интересных рассказов.

Интрига перед сном. Предложите ребёнку немного почитать перед сном. Отметьте место в книге, до которого он должен дочитать. Выберите интригующий момент в сюжете. Но чтобы сон ребёнка был спокойным, не предлагайте ему книги о монстрах, привидениях и ведьмах.


Нельзя наказывать за не успехи в чтении

Скороговорки. При помощи скороговорок тренируется речевой аппарат. Это весьма полезное занятие даже для тех деток, которые давным-давно умеют произносить все звуки.

Закладка. Эта полезная вещица предназначена не только для того, чтобы отмечать страницу, на которой вы остановились читать. Логопеды также советуют использовать её и для борьбы с так называемой регрессией (когда ребёнок «оглядывается» на уже прочитанное). Как только слово будет прочитано, просто закрывайте его закладкой. Со временем такая привычка у ребёнка исчезнет, скорость чтения увеличится.

Театр и кино. По многим литературным произведениям сняты великолепные фильмы и поставлены спектакли. После того, как ребёнок прочитает книгу, предложите ему посмотреть ещё и представление в театре и сравнить, такими ли он представлял себе главных героев. Также можно поступить и наоборот: сначала сходить в кино или на спектакль, а затем вместе прочесть книгу. Так ваш ребёнок будет не только научаться читать, но и грамотно и красиво излагать свои мысли.


Таблицы Шульте для скорочтения

Таблица Шульте

Выше уже было сказано, что такая таблица помогает расширить объём поля оперативного зрения, научиться хорошо читать. Выглядит она как квадрат, который расчерчен на 25-30 ячеек равного размера. В данные ячейки произвольно вписываются цифры (или буквы). Задача ребёнка – найти все цифры по порядку как можно быстрее.

Вы прочитали статью о том, как научить ребёнка быстро читать. Но помните: какой бы вариант занятий вы ни выбрали, самое главное, что должны понимать родители – привить у детей любовь к книгам можно только собственным примером. Читайте сами, обсуждайте интересные книги за семейным ужином, посещайте всей семьёй библиотеку, и ваш ребёнок не просто научится бегло читать, но и будет делать это с удовольствием.

После окончания подготовки в школу нам перед первым классом выдали "багаж" с которым мы должны войти в новую жизнь.
Возможно, кому-то будет интересно. Иногда нужно "сверяться" :)
Стихи

  • Д.Хармс «Иван Иваныч Самовар», «Иван Топорышкин», «Удивительная кошка» и др.
  • С.Чёрный «Приставалка» и др.
  • И.Токмакова «Ива, Осинка и Дуб», «Разговор Старой Ивы с Дождем» и др.
  • Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…» и др.
  • Р.Сеф «Совершенно непонятно» и др.
  • В.Берестов «Читалочка», «Дракон» и др.
  • Г. Сапгир «Людоед и принцесса, или Все наоборот»
  • М.Бородицкая «Убежало молоко» и др.
  • Б.Заходер «Кавот и камут» и др.
  • C. Маршак «Календарь», «Стихи для детей»
  • А.Барто «Вовка - добрая душа», «Веревочка» и др.
  • С.Михалков «Дядя Степа», «Про Фому», «Стихи для детей»
  • Д.Родари «Чем пахнут ремесла» и др.
  • Ю.Тувим «Про пана Трулялимского» и др.
Рассказы.
  • Л. Толстой «Косточка», «Девочка и грибы», «Два товарища», «Мышка вышла гулять…», «Старый дед и внучек» (басня), «На что нужны мыши» и др.
  • К.Ушинский «Четыре желания», «Утренние лучи», «Играющие собаки»
  • А.И.Куприн «Сапсан»
  • М.Горький «Воробьишко»
  • М.Пришвин «Гаечки», «Как поссорились кошка с собакой», «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ребята и утята»
  • К. Паустовский «Квакша», «Кот-ворюга»
  • В.Бианки «Синичкин календарь»
  • Е.Чарушин «Страшный рассказ», «Про Томку»
  • Г.Снегирев «Любопытные» (из книги «Про пингвинов»)
  • Н.Сладков «Осень на пороге», «Ласточка, ласточка»
  • В.Осеева «Почему?»
  • Е.Пермяк «Смородинка», «Как Маша стала большой»
  • Э. Шим «Жук на ниточке», «Брат и младшая сестра»
  • А.Митяев «Мешок овсянки» Р.Погодин «Жаба» (из книги «Откуда идут тучи»)
  • Н.Носов «Мишкина каша», «Дружок», «Шурик у дедушки»
Литературные сказки.
  • А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…»
  • П.Ершов «Конек-горбунок»
  • С. Аксаков «Аленький цветочек»
  • В.Одоевский «Мороз Иванович»
  • К.Ушинский «Никита Кожемяка»
  • А. Ремизов «Зайка»
  • В.Гаршин «Лягушка-путешественница»
  • Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-Длинные Уши-Косые глаза-Короткий хвост» (сб. «Аленушкины сказки»), «Серая шейка»
  • Н.Телешов «Крупеничка»
  • П.Бажов «Серебряное копытце»
  • В.Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик»
  • В.Сутеев «Яблоко», «Палочка выручалочка», «Кто сказал «мяу»?»
  • В.Бианки «Хвосты», «Как Муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Лесные домишки»
  • К.Паустовский «Дремучий медведь»
  • Н.Сладков «Медведь и солнце»
  • К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр», «Путаница», «Федорино горе», «Тараканище», «Краденое солнце», «Чудо-дерево» и др.
  • С.Маршак «Двенадцать месяцев»
  • Г.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка», «Огниво», «Принцесса на горошине»
  • Ш. Перро «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная шапочка», «Жареная кукуруза»
  • Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави», «Как было написано первое письмо»
  • Д.Родари «Мышка, которая ела кошек»
  • Д.Биссет «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски», «Про поросенка, который учился летать»
Русское народное творчество.
  • Русские народные потешки, загадки, скороговорки, пословицы и поговорки.
  • Русские народные сказки.
  • «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И.Карнауховой)
  • «Лисичка-сестричка и серый волк»(обр. Капицы)
  • «Кот-воркот», «Котофей Котофеевич» (обр. И.Карнауховой)
  • «Сивка-бурка» (обр. М.Булатова)
  • «Хаврошечка» (обр. А.Толстого)
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (обр. А.Толстого)
  • «Царевна-лягушка» (обр. М.Булатова)
  • «Василиса Прекрасная» (обр. А.Афанасьева)
  • «Волшебное кольцо» (в обр. А.Платонова)
  • «Снегурочка» и др. сказки в обр. В.Даля
  • Сказки народов мира.
Загрузка...